Шеренкова Э.А., учитель-логопед,

г. Самара, МБДОУ №149

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и коррекционным.

Основной речевой формой при драматизации является диалог. Следует подчеркнуть роль диалогической речи в онтогенезе всего речевого развития ребёнка. Готовность ребёнка к диалогу возникает уже в первые месяцы рождения, когда появляются первые активные компоненты общения со взрослым: улыбка, двигательная возбудимость, вокализация. В данном возрасте содержание общения сводится к сообщению ребёнка взрослому об испытываемых им дискомфортных состояниях или об удовлетворении, которые были вызваны действиями взрослого. Постепенно потребность ребёнка в диалоге растёт, он видоизменяется, усложняется, приобретая новые формы, появляются новые субъекты коммуникации. Диалог из непосредственно – эмоционального общения переходит к вербальному. В ходе совершенствования диалогической речи ребёнок овладевает разными типами синтаксических конструкций, совершенствует просодическую сторону речи: учится пользоваться жестами, мимикой, интонацией, силой, высотой и тембром голоса. В целом, диалогическая форма речи предшествует монологической и подготавливает её появление, имея ярко выраженную социальную направленность, оттенок непринуждённости, спонтанности, а так же мотивированность (потребность в общении), она наиболее доступна в овладении детьми.

Характеризуя диалогическую речь детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием, следует отметить следующие её особенности:

- многие дети достаточно трудно вступают в диалог, испытывают трудности различной степени выраженности, связанные с поддержанием беседы;

- в основном, высказывания детей не логичны, имеет место застревание на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов;

- общаясь в группе (несколько собеседников), дети не могут дождаться своей очереди, перебивают друг друга, теряют тему диалога;

- многие дети предпочитают не вступать в диалог, а «оставаться в тени»;

- содержание предложений детей, как правило, мало информативно;

- отмечаются стойкие недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи;

- самостоятельная речь детей характеризуется как сбивчивая, невнятная, маловыразительная, косноязычная.

Всё это ведёт к необходимости формирования у детей с речевым недоразвитием диалогической речи.

И самой яркой, непринуждённой формой, которая помогает справиться с вышеуказанными проблемами, является театральная деятельность.

В итоге, мы имеем сформированность у данной категории детей:

1.Собственно речевых умений.

К ним относятся умения:

- вступать в общение (ребёнок умеет и знает когда и как начать диалог);

- слушать и слышать участников диалога;

- говорить выразительно, в нормальном темпе, передавать интонацию диалога;

-контролировать свою речь и речь окружающих;

- пользоваться полученными речевыми навыками, в том числе, и нормированным звукопроизношением;

- пользоваться разными типами предложений.

2. Умения речевого этикета.

К этим умениям относятся:

обращение, приветствие, просьба, извинение, жалоба, неодобрение, благодарность, прощание и др. Именно в ходе овладения драматизацией дети учатся правильно использовать, а так же выражать эти чувства и эмоции.

3.Умений общаться в паре, в группе из нескольких человек, в коллективе.

4.Невербальных умений – уместно использовать мимику, жесты, пантомимику.

Анализируя проделанную работу в рамках организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими недостатки речевого развития, следует отметить её результаты:

формирование диалогической речи происходит в естественной для детей форме – в игре; на практике дети овладевают построением и использованием различных синтаксических конструкций, всех имеющихся типов предложений по интонации и по цели высказывания; у детей активизируется контролирующая функция речи; улучшается запоминание вербального материала; дети пользуются выразительными средствами языка, их разговорная речь становится ярче, богаче, образнее; формируются устойчивые навыки чёткой дикции и правильной артикуляции; дети активно используют полученные коммуникативные умения во всех ситуациях своего общения, чувствуют себя уверенными и раскрепощёнными.

Ниже предъявлены: протокол мониторинга развития диалогической речи у дошкольников с ОНР и приложение к протоколу мониторинга «Показатели уровня сформированности диалогической формы речи у дошкольников», разработанные автором статьи.

Результаты оцениваются по пятибалльной системе. Согласно мониторингу 30 баллов = 100%

В диагностических целях используются беседы: разговорно-описательного характера; по содержанию хорошо знакомых сказок, например, «Колобок», «Три медведя» и др., с элементами драматизации

Библиографический список

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.

Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. – метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений./ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М., 2004.

Приложение к протоколу мониторинга

«Показатели уровня сформированности диалогической формы речи у дошкольников»

1. Умение вступать и вести диалог:

0 баллов (низкий уровень) – трудно вступает в диалог, отказывается от диалога;

3 балла (средний уровень) – испытывает трудности при поддержании диалога;

5 баллов (высокий уровень) – легко вступает в диалог и поддерживает беседу.

2. Состояние вербальной памяти:

0 баллов (низкий уровень) – не запоминает речевой материал;

3 балла (средний уровень) – нарушает порядок слов во фразе;

5 баллов (высокий уровень) – легко запоминает роль.

3. Типы синтаксических конструкций:

0баллов (низкий уровень) – пользуется простыми нераспространёнными предложениями;

3балла (средний уровень) – пользуется простыми распространёнными предложениями, неверно использует средства связи между ними;

5баллов (высокий уровень) – пользуется разными типами предложений.

4. Грамматическое оформление речи:

0баллов (низкий уровень) – допускает стойкие ошибки грамматического характера;

3 балла (средний уровень) – имеют место отдельные аграмматизмы;

5 баллов (высокий уровень) – аграмматизмов нет.

5. Фонетическое оформление речи:

0 баллов (низкий уровень) – не использует умение нормированного звукопроизношения в самостоятельной речи;

3 балла (средний уровень) – допускает отдельные ошибки в фонетическом оформлении речи;

5 баллов (высокий уровень) – пользуется звукопроизносительной нормой.

6. Состояние просодической стороны речи:

0 баллов (низкий уровень) – не использует выразительные средства языка;

3 балла (средний уровень) – допускает неуместное использование выразительных средств языка;

5 баллов (высокий уровень) – активно и адекватно пользуется жестами, мимикой, интонацией.

Протокол

мониторинга развития диалогической речи детей старшей/подготовительной группы №_____ МБДОУ № ____ за 20___ – 20___ учод

Имя и фамилия ребенка

Умение вести диалог

Состояние слухо-речевой памяти

Синтаксические конструкции

Грамматическое оформление речи

Фонетическое оформление речи

Просодическая сторона речи

Индивидуальные показатели

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Групповые показатели

Н.

С.

В.