Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

 

Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии является одной из важных проблем.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

Важным моментом при подготовке к школе ребенка с нарушениями в развитии становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

У детей дошкольного возраста необходимо расширять запас слов за счёт:

1. Названий предметов, качеств, действий;

2.  Активизации словаря;

3.  Употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

4.   Формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать),

5.  Формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);

6.  Использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);

7.   Осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

Нужно отметить, что в процессе работы по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.

В играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Для детей – дошкольников игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям, поэтому работа у нас проводится в рамках лексических тем: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Профессии» и т.д.

В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Отработка каждой темы включает в себя разнообразные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы.

Например, в рамках лексической темы «Дикие и домашние животные» мы проводим игры: «Кто спрятался», «Кто, где живет?», «Чьи детки?», «Чей хвост?», «Кого не стало», «Кто, что ест?». С помощью этих игровых упражнений мы учим детей употреблению в речи существительных и прилагательных, учим образовывать названия детенышей животных.

Так же для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, мы используем такие игровые приемы: «Чудесный мешочек», «Что спрятано?», «Угадай на ощупь», «Парные картинки», «Кому что нужно?»,  «Один – много», «Лото» и т.д. В этих играх мы закрепляем в речи детей правильное употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах. 

Активный словарный запас пополняется не только названиями предметов, но и определением их состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), действий людей и животных (идет, бежит, спит);местоимениями (я, ты, мой)и предлогами (в, на, с, под)и др. С этой целью проводим игры «Угадай, где находится?», «Скажи одним словом», «Скажи какой?», «Что делает, что делают?», «Жадина», «Скажи наоборот», и др.

Обогащение словаря создается за счет изменения слова, овладения его различными формами: уменьшительно-ласкательными, степенями сравнения и пр. Для этого можно провести игры: «Скажи ласково», «Скажи по-другому», «Чем отличается?».

Словесные дидактические игры такие как «Угадай по описанию», «Я начну, а ты продолжи», позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но так, же обогащению и активизации словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр: разнообразные лото, «Назови одним словом», «Четвертый лишний». Систематически выполняя указанные задания, дети, учатся пользоваться приобретенными знаниями, т.е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Коррекция нарушений в развитии становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. Подбор материала для дидактических игр определяется задачами словарной работы. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Интерес у детей вызывает приход сказочного персонажа, который демонстрирует неправильные формы поведения, произносит слова, разыгрывает смешные сценки. При этом дети выступают в роли учителя, обучая его.

Участниками занятий становятся зайчик, котенок, кукла и другие игрушки. Дети одевают их (в рамках лексической темы «Одежда»), кормят (темы: «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты»). Дети участвуют в сюжетно-ролевых играх: приходят в «магазин покупать» овощи, игрушки, «лечат» кукол.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста.

   Нами были систематизированы дидактические игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса дошкольников и составлен перспективно-тематический план формирования лексической стороны речи у детей посредством дидактических игр.

     План разработан по лексическим темам, предложен тематический словарь и перечень дидактических игр и упражнений. Данная подборка игр является примерной и может изменяться и дополняться педагогами.

     Таким образом, мы считаем, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через дидактические игры и упражнения очевидна. Работа педагога нуждается в использовании дидактических игр в еще большей степени, нежели в обычных образовательных мероприятиях, так как  дидактическая игра способствует развитию пассивного и активного словаря, увеличению лексики в целом.