МДОУ « Октябрьский детский сад»

Формирование математических представлений у детей старшего возраста овые подходы.

доклад на педсовете

Воспитатель: Гармоза Ксения

Николаевна

с.Октябрьское

2010г.

Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность его влияет не только содержание предлагаемого материала, но так же форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Результаты диагностики показали, дети испытывают затруднения в умении классифицировать, слабы такие качества, как самостоятельность, нет усидчивости. Малейшие затруднения пугают, ребёнок теряет интерес к заданию. У некоторых детей есть трудности в знании цифр.

Только через игру можно развить у детей способности, в том числе и математические.

Изучая, используя в работе новую литературу, было принято решение пополнить математическую игротеку различными играми и дидактическими материалами. Так как математический игровой материал является хорошим средством воспитание у детей интереса к математике, к логике, в желании проявлять умственное напряжение.

Весь занимательный материал был разделён на развлечения, логические игры, задачи, упражнения и дидактические игры.

На закрепление знания цифр, умения сравнивать числа, изготовлена игра « Соседи Числа», « Числовой лабиринт».

Очень важно, чтобы ребёнок научился сравнивать числа, закрепляя последовательность чисел в натуральном ряду. На занятиях используются дидактические игры « Набери код», « Какой цифры не стало», « Что изменилось», « Путаница».

В игре « Соседи числа» расставляю пять, шесть предметов, дети запоминают. После изменений в расположении, определяют количество и место расположения. Н/р « Мишка был третьим, а теперь шестой» и т.д.

Закрепляя навык ориентировки на плоскости задание пройти зайчику два шага вправо, три шага вверх. В каком домике оказался зайчик? Здесь идёт закрепление строк и столбцов.

Используя разработки дидактических игр Лыковой.И.А. была собрана серия дидактических игр на тему « Состав числа», где в индивидуальных занятиях предлагается дидактическая задача с иллюстрацией. Н/р « Помоги курочкам отыскать своих деток» У каждой курочки должно быть по пять цыпляток. Посмотри, у какой из курочек осталось четыре цыплёнка? Сколько убежало? Где он? У какой курочки три? Сколько убежало? и т.д.

Закрепляя знание геометрических фигур, с целью развития сообразительности, внимания используются на занятиях и в свободное время игры « Кто назовёт большее количество фигур», « Геометрическое лото», « Геометрическая мозаика», « Сложи квадрат», « Сложи узор».

В игре « Кривое зеркало» ребята знакомятся с понятиями форма, размер, цвет. Где предлагается изменить фигуру по одному, двум, трём признакам.

Развивая творческое воображение, логику, мышление дети играют в игры « Сложи узор», « Дорисуй и назови предмет», « Волшебные фигуры».

По карточкам с незавершённым схематическим изображением предметов или геометрических фигур дети придумывают, как дорисовать эти предметы. Затем вместе составляют по ним рассказ.

Упражняя в составлении геометрических фигур на плоскости стола, даётся задание, составить фигуру из определённого количества палочек. Сколько потребовалось палочек для составления треугольника? Квадрата? Почему?

В дальнейшем задание усложняется: составить два треугольника из пяти палочек. Как это сделать? Тем самым дети овладевают способом « пристроения».

Особое место в игротеке было отведено играм головоломкам на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Эти игры были изготовлены самостоятельно. Они стали интересны для детей, их увлекает результат: составить увиденное на образце.

Это игры « Танграм», « Пифагор», « Монгольская игра», « Колумбово яйцо», « Вьетнамская игра», « Волшебный круг».

Освоение играми было выстроено в несколько этапов.

1 этап: – ознакомление с набором фигур в игре.

Цель этапа: Упражнять в детей в составлении новых геометрических фигур из имеющихся по образцу и замыслу.

2 этап: – составление фигур силуэтов по разделённым на части образцам. Дети составляют фигуру силуэт, ориентируясь на образец.

3 этап оказался сложным для них. Предлагалось воссоздать фигуру по образцу контурного характера. Но вначале рассказать о планируемом ходе, чтобы ребёнок старался самостоятельно искать способы расположения.

Игротека пополнилась игрой на передвижение с целью составления картинки, используя пустую клетку. Было изготовлено игровое поле (неглубокая коробка). Одна картинка была разрезана на девять равных частей, вторая образец. Перестановка квадратов осуществляется передвижением, но брать в руки и перекладывать их нельзя. Эта игра позволяет развивать комбинаторные способности, смекалку, логику. Умение планировать ход поисков.

Используя литературу Никитина.Б.П., Михайловой.З.А. я решила изготовить игры на развития умения складывать объёмные фигуры: « Куб Хамелион», « Уголки», « Кубики для всех». Наибольшая направленность этих игр на развитие творчества и самостоятельности.

Вначале дети рассматривали элементы игр. Сейчас осваивают способы присоединения одной части к другой. В дальнейшем планируется работа над развитием умения складывать фигуры из всех частей по образцам с указанием всех элементов.

Детям нравятся логические упражнения из журналов « Весёлые картинки» и др.

Н/р « Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия»,» Лабиринты».

Используя такие упражнения, активизируется умственная деятельность детей. Используя в своей работе игровые методы, было замечено, что оживляется процесс обучения.

Проявив заинтересованность, ребёнок активно включается в игру, увлекается ею, получает результат. Всё это стимулирует дальнейшее заинтересованное отношение к познанию.

Литература:

1.Лыкова.И.А. « Дидактические игры и занятия».

2.Михайлова.З.И. « Игровые задачи для дошкольников».

3. Михайлова.З.А. « Математика от трёх до семи» Учебно-методическое пособие для воспитателей д/с.

4.Никитин.Б.П, « Ступеньки творчества или развивающие игры для дошкольников».

5.Павлова.Л.Н., Новикова.В.П. « Математика для дошкольников».