Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников

с помощью условной мерки и линейки

Свиридова Е.В.

ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания»

Как маленькому ребёнку помочь исследовать окружающий мир? Как объяснить, что предмет имеет высоту, ширину, длину? С этой проблемой сталкиваются многие взрослые и педагоги, и родители. Все мы оказывались в ситуации, когда на нашу просьбу: «Принеси широкую ленту!», наш малыш приносил длинную и узкую. Или: «Дай мне длинный карандаш», а он приносит короткий. У него понятие длина и ширина ещё не сформированы. Пройдёт немало времени, пока малыш освоит эти понятия. Задача взрослого помочь ребёнку выбрать правильные алгоритмы сравнительного анализа основных «габаритных» параметров окружающих предметов.

Дети начинают лучше выделять длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, когда имеют практику сравнительного выбора – выбора из множества. Сначала выбор по эталону: найди такой же, или меньше или больше. Затем предлагается «мерка»: сравнить два предмета по «мерке», сколько мерок содержит каждый из двух сравниваемых предметов. Многолетний опыт обучения детей простейшим измерениям показывает, что знакомство дошкольников с условной меркой происходит за достаточно короткий срок. В течение этого времени воспитанники пробуют измерять различными мерками, а потом сравнивают результаты.

Во время совместной деятельности педагога с детьми по знакомству с такими мерками проводится чтение отрывка из сказки Г.Остера «Тридцать восемь попугаев и четверть слонёнка». Можно посмотреть и мультфильм. Затем воспитатель проводит беседу, во время которой задаёт вопросы: «Почему так получилось? Прав ли удав? А чем ещё можно было измерить удава?». Таким образом, взрослый подводит детей к выводу: звери запутались в измерении – у них были разные мерки, поэтому получились разные результаты. Для того, чтобы не было такой путаницы, мера для измерения должна быть единой для всех, т.е. общепринятой.

К пятилетнему возрасту дошкольник под умелым руководством взрослых начинает осуществлять измерения с использованием счётных умений на основе представлений о количественном составе числа. Современные дети, как правило, уже знакомы с различными измерительными приборами. Например: Алёша вместе с папой собирал новую мебель – им пригодилась рулетка; Танина мама шила карнавальный костюм и в работе использовала портняжный метр; старшие братья и сёстры при выполнении домашнего задания пользуются линейками.

Измерительная практика активизирует причинно-следственное связи, стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются детьми в речевой форме, что способствует развитию речевой деятельности.

На основе измерения появляется возможность познакомить дошколят с некоторыми математическими связями, зависимостями и отношениями: часть и целое, равенство-неравенство. Измерение подготавливает ребёнка к пониманию арифметических действий с числами: сложения, вычитания, умножения и деления. Упражнения, связанные с измерениями, дают возможность получать так же числовые данные, которые используются при составлении и решении задач.

Овладение простейшими способами измерения оказывает влияние на формирование навыков общей учебной деятельности дошкольников, очень важных для следующей ступени обучения – начальной школы. Они учатся осознавать цель деятельности, осваивать пути и средства её достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи в единстве, работать в личной тетради, осуществлять самоконтроль своей деятельности. У детей при этом вырабатывается точность и аккуратность.

До начала знакомства с линейкой проводится большая подготовительная работа по формированию начальных навыков письма и работы в тетради. Очень важно помнить, что ученическая тетрадь должна быть в клетку (для детей 5-6 лет – крупная клетка, для детей 6-7 лет – обычная клетка), и первые графические символы должны быть сделаны с использованием простого карандаша. Для того, что бы подготовка к письму оказалась эффективной, нужно самым тщательным образом учить детей правильно держать карандаш. Каждый раз перед выполнением очередного задания взрослый проверяет, правильно ли дети держат карандаш, и предлагает в воздухе показать направление движений, которые им предстоит выполнить. Очень важно познакомить воспитанников с определенными правилами работы в тетради:

Писать нужно с самой верхней строки, слева направо, до красной линии, за поля не заходить.

Последовательно заполнять каждую строку всё ниже и ниже.

Если страница закончилась, нужно перейти (перевернуть) на следующую и начать опять с самой верхней строки.

Педагог обучает воспитанников обводить по пунктирным линиям (точкам) столбики, палочки, фигуры, бордюры, штриховку, цифры и другие изображения. Обязательно даётся образец. Необходимо напоминать детям, что между фигурами пропускается клеточка.

В силу своих возрастных возможностей дошкольники могут допускать ошибки. Во избежание «неудач» задания следует выполнять хорошо заточенным карандашом и с помощью мягкого ластика. Когда дети уже достаточно потренируются в аккуратном выполнении таких заданий, воспитатель предлагает сделать в тетради различные упражнения, задания на логику, решение арифметических примеров.

После такого насыщенного подготовительного этапа работы можно переходить к рассматриванию линейки. Желательно, чтобы она была деревянной или пластмассовой, с яркой сантиметровой шкалой и цифрами. Рекомендуемая длина – 20 см. Необходимо раздать линейки всем детям. При ознакомлении с измерением с помощью линейки главное – научить детей правильно прикладывать линейку к отрезку и замечать, что показывают нанесённые на ней цифры. Взрослый должен объяснить ребёнку, что линейка это измерительный прибор. Их используют во всех странах, и в школах, и в учреждениях, и на предприятиях. Линейки изготавливают из дерева, пластика, железа и других материалов. Они бывают длинные и короткие. Длину предметов линейка измеряет в сантиметрах. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждой линейки есть чёрточки – это шкала. Под шкалой расположены цифры, которые начинаются от 0(нуля). Конец каждого сантиметра обозначен длинной чёрточкой, у которой стоит цифра. Концы первого сантиметра обозначены цифрами 0 и 1. Цифра 2 показывает, что можно отложить 2 сантиметра, и так далее 3, 4, 5 см. Затем воспитатель предлагает приложить линейку к полоске, длину которой необходимо измерить, так чтобы чёрточка с цифрой 0 находилась у левого конца полоски. Здесь необходимо отметить, что цифра около правого края и показывает, какой длины сама полоска, т.е. сколько в ней сантиметров.

Таким же образом измеряются и различные отрезки. Результат измерения записывается в квадрате под отрезком. Дошкольники записывают только цифру. В задании, где детям предлагается измерить и сравнить два отрезка, они сначала фиксируют результат каждого, а затем записывают эти отношения с помощью знаков >, <.

После выполнения задания воспитатель задаёт вопросы: «Что ты измерил?»; «Какой результат ты записал?»; «Сколько получилось сантиметров?»; «Что обозначает число, которое получилось при измерении?» «Я измерил длину дорожки (высоту ёлочки, ширину пенька)». «Получилось 7 сантиметров (5 сантиметров, 3 сантиметра)». «Какая дорожка длиннее?»; «Что можно сказать о другой дорожке?».(«У зайчика дорожка длиннее, а у ёжика – короче»; «Она короткая»).

Наиболее распространённые ошибки детей при измерении линейкой

Начинают измерение не от нуля, а от конца линейки или от единицы.

Накладывают линейку не плотно, в процессе измерения она смещается, что приводит к неточности результата.

Вместо термина сантиметр употребляют слово «мерка».

Для закрепления навыков измерения линейкой в рабочих тетрадях и на листках можно предложить детям следующие упражнения: «Измерь дорожку от зайчика к морковке», «Измерь высоту ёлочки» и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что во время измерения у дошкольников формируется опыт дифференцированной оценки длины, ширины, высоты, размера предмета в целом. Кроме того, у них развивается умение координировать движение руки и глаз, которое является, непременным условием точности при выполнении измерений. У воспитанников происходит становление определённого уровня развития счётных умений и количественных представлений, развивается способность к обобщению, являющаяся важным фактором осмысления сущности измерения, развивается умение давать словесные отчёты об измерении, его результате.

Когда происходит сравнение двух результатов измерения, у дошкольников углубляются представления о связях и отношениях между числами. И самое главное: в процессе выполнения заданий в тетради у детей формируются универсальные предпосылки учебной деятельности.

Литература:

Непомнящая Р.Л. Значение обучения детей дошкольного возраста измерениям – М.: Просвещение, 1988.

Михайлова З.Н. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Клещёва И.В. Основные требования к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики (The Emissia.Offline Letters) – СПб., 2010.