Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№18 городского округа Самара.

Формирование навыка составления рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Из опыта работы воспитателя МБДОУ детского сада №18 Клименковой Натальи Александровны.

Связная речь является одним из важных компонентов в развитии ребёнка и его успешной адаптации в обществе.

Связная речь представляет собой развёрнутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.

Если в раннем возрасте речь ребёнка ситуативна, экспрессивна, то к концу дошкольного возраста в норме ребёнок овладевает и контекстной речью.

У дошкольников с общим недоразвитием речи связная речь развита слабо: пересказы бедны и схематичны, примитивны. Рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление предметов на них; описательные рассказы отсутствуют. Одним из видов работы по развитию связной речи у дошкольников является проведение занятий по обучению рассказыванию по сюжетным картинкам с использованием опорных картинок и схем. На занятиях нам приходится вмешиваться в рассказ ребёнка, задавая ему вопросы: «А что дальше?», «Как это произошло?», «Почему это произошло?».

У воспитанников логопедической группы часто имеется вторичный диагноз: задержка психического развития. Использование опорных картинок помогает ребёнку удержать в памяти основную мысль рассказа.

Опорные картинки и схемы помогают в развитии навыка пересказа. На занятии по пересказу уточняется словарь детей, звукопроизношение, развиваются внимание, память, мышление. Для этого педагог может использовать в своей работе следующие дидактические игры: «Узнай по контуру», «На что похоже?», «Что изменилось?», «Что перепутал художник?».

В подготовительной к школе группе начинается активная работа по развитию навыков пересказа с использованием схем и опорных картинок. Подобные занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть;

Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;

Беседа с целью уточнения содержания рассказа;

Вторичное чтение с установкой на запоминание;

Соотнесение событий рассказа со схемой;

Пауза для подготовки детей к ответам. На этом этапе педагог должен напомнить детям план – схему пересказа;

Пересказ текста несколькими детьми;

Оценка работы детей.

Пересказ может быть осуществлён по частям несколькими детьми или целиком одним ребёнком.

В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно использовать пересказ по ролям. Обязательной является оценка работы детей. Это важный приём, и им не следует пренебрегать.

На занятия по пересказу, опираясь на схемы и опорные картинки, дети приучаются к умственному труду, у них формируется умение усваивать речевые образы. Выбор приёмов обучения и методика их применения различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их активности и самостоятельности.

В процессе такой работы дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи. Они приобретают опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.