Формирование навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи.

В исследованиях, посвящённых проблеме речевых нарушений отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространёнными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность.

В результате этого , я решила уделить больше внимания овладению детьми – логопатами навыкам звукового и звукослогового анализа и синтеза слов, для коррекции и формирования фонетической стороны речи.

Усвоение и совершенствование звуковой стороны речи происходит на основе общения ребёнка с окружающим в различных видах деятельности. В процессе занятий, игр и упражнений, мы учим детей понимать и употреблять термины «слог», «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их значение, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слога, как отдельные элементы слова. Обращается внимание и на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания. Знакомясь со звуковой формой слова, ребёнок учится анализировать его слоговое строение, выделять его ударные звуки.

Ознакомление детей-логопатов со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие усвоения грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию восприятия музыкально-ритмического строя речи.

Серьёзное внимание уделяется развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей. Это положительно влияет на формирование звукового и слогового анализа и синтеза речи, что в свою очередь способствует сознательному стремлению детей научиться произносить звуки более чётко и правильно.

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому очень важно начинать одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы. Причём дети в возрасте пяти, шести лет наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей-логопатов весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Начиная работать по теме: «Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза для коррекции и формирования фонетической стороны речи», я составила перспективное планирование, где поставлены те задачи, которые решались в процессе работы.

Задачи.

Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.

Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

Работать по единицам речи: звуку, слогу, слову и предложению.

Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, формировать коммуникативные способности на основе общения.

Развивать у детей-логопатов фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.

Обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов.

Широко использовать фонетические игры.

Ознакомить с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, Ь и Ъ знаками, и их значением. Показать слогообразующую роль гласного и значение ударения.

Учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные слова, односложные, двухсложные, трёхсложные.

Учить составлять «кустики» слов.

Обратить внимание на написание большой буквы в начале предложения, в именах и кличках животных.

Поставленные задачи решались во взаимосвязи с воспитателями группы, психологом, музыкальным работником.

В основу перспективного планирования заложен принцип развивающего обучения. Я, определяю содержание работы по месяцам, то есть в какой последовательности идёт знакомство детей со звуками и буквами, какие задания и упражнения мы выполняем в этом месяце. Также подобраны фонетические игры, лексические, грамматические игры, дидактические, используемые по данной теме. В перспективном планирование указан и тот методический материал, который я сама изготовила. Методический материал изготовлялся по мере изучения какой-то новой теме. Например, началась тема звуковой анализ слов и составление схем слов, и сразу появились «весёлые гномики» (трёх цветов). С помощью различной литературы мной были составлены тесты, которые тоже указаны в плане. Например, составлены следующие тесты по временам года «Когда это бывает?», по темам «Овощи и фрукты», «Грибы», «Одежда и обувь», также тесты по данной теме: «Какая буква лишняя?», «Придумай слово по данной схеме», «Составь из слогов слова», «Буква потерялась». В конце месяца проводится итоговое занятие по данной теме.

Творчески подхожу к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Мною сделан красочный алфавит, который используется на занятиях (по мере знакомства с буквой заполняются его кармашки и к концу года дети увидят, что они познакомились с алфавитом). Сделана игра «Загадочный остров» и «Волшебные кораблики» (игра на составление слогов), различные ребусы, тесты, карточки для устных диктантов (определение места звука в слове) и многое другое. Также в занятия включаются всевозможные игры и упражнения, фонетические игры: «Кто внимательнее?», «Кто, что услышит?», «Кто запомнит больше слов с определённым звуком», «Добавь слог», «Сколько звуков услышали?», графические игры, лексические игры «Кому это нужно?», «Найди подходящее слово», «Кто знает пусть продолжит». Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи (Грамозека, Утка Кряква, Буквоед); сюрпризные моменты. Также в занятия включаются загадки, стихи, поговорки, пословицы. Само занятие строится по следующей структуре:

Артикуляционная гимнастика

Работа на фланелеграфе, с азбукой большого формата и магнитной доской

Сюрпризные моменты, элементы игры, словесные игры

Физкультурная пауза

Индивидуальная работа детей

Всевозможные игры и упражнения

Итог занятия

Структура занятия может изменяться в зависимости от материала.

Работая по данной теме происходит взаимосвязь не только с выше перечисленными специалистами, но и с родителями. Даются определенные домашние задания по данной теме, проводятся консультации для родителей. Говорю о том , что обучение грамоте ответственный период в жизни ребёнка. И, то насколько благополучно он проходит во многом зависит от меня и от родителей, от нашего терпения, доброжелательности, ласки. Необходимо проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. И конечно стараться идти от желания ребёнка.

Первые успехи в чтении оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребёнка, стимулируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения, ребёнок буквально выпрямляется на глазах: у него появляется самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенности в своих силах; резко возрастает познавательная активность; все психические процессы протекают на совершенно ином уровне, качественно более высоком. Чувство благодарности ребёнка к логопеду в связи с этим формирует устойчивое, положительное отношение ребёнка, как к личности логопеда, так и к логопедическим занятиям. На таком эмоциональном фоне ребёнок с удовольствием занимается артикуляционной гимнастикой, постановкой звуков, дыхания – то есть деятельностью, требующей от него значительных волевых усилий. Следует отметить, что возможности ребёнка, страдающего общим недоразвитием речи, в овладении чтением значительно опережают его возможности в плане овладения самостоятельной устной речью, т.е. слово сложного звукослогового состава ребёнку легче прочитать, нежели произнести.

Таким образом, ребёнок обретает опосредованный через чтение путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, её грамматического строя, обогащению словарного запаса.

Перспективное планирование по формированию фонетической стороны речи

ЗАДАЧИ

Познакомить:

С единицами речи: звук, слог, слово, предложение.

С гласными звуками, с согласными твёрдыми и мягкими звуками, с –Ъ- и –Ь- знаками и их значением.

С слогообразующей ролью гласного и значением ударения.

Со всеми буквами алфавита.

Научить:

Соотносить звук со зрительным образом буквы.

Правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.

Читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двусложные, трёхсложные слова.

Звуковому и звукослоговому анализу и синтезу слов.

Составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова.

Развивать:

Фонематический слух.

Зрительное и слуховое внимание.

Устную речь, обогащать словарный запас.

Коммуникативные способности на основе общения.

Произвольное внимание.

А также прививать любовь и интерес к чтению, учить читать без утомления и перенапряжения.