«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение детей с самого раннего возраста к художественной литературе является первоочередной задачей для педагогов общеобразовательных учреждений. Именно художественное (а нередко и познавательное) произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам с помощью театральной деятельности оказывать позитивное влияние на детей.

Одним из способов переработки полученных из литературных произведений впечатлений, знаний и приобретения подлинной социальной практики является театральная игра. В театральной игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В игре, следуя требованиям роли, ребёнок приобретает способность представлять себя на месте другого в воображаемой ситуации, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи ребёнка, её интонационный строй, произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Особенно богатые возможности театрализованная деятельность предоставляет для развития творческих способностей.

Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Особое место в художественных постановках следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднакратно повторяя свои роли, дети тренируются в развитии голосового аппарата.

Таким образом, используя средства театральной постановки, воспитатель, окружая ребёнка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решает сразу несколько задач.

Я работаю на средней группе с детьми 4-5 лет. В занятиях по художественно-творческой деятельности, а также при знакомстве с произведениями художественной литературы я использую различные виды театров:

настольный картонный театр;

театр пяти пальцев;

театр мягкой игрушки;

театр кеглевый, варежковый;

сценические постановки.

Сегодня я представляю занятие с использованием сказки-драматизации с авторскими элементами «Колобок».

Программное содержание:

Закрепить знания детей о диких животных, и их внешнем виде, повадках.

Развивать навыки диалогической и монологической речи.

Учить сочетать речь и движения.

Учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях.

Развивать умение последовательно и выразительно рассказывать сказку.

Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.

Приобщать к словесному народному творчеству.

Подготовка к занятию (предварительная работа):

Подготовка к занятию проходило поэтапно:

1 этап:

На занятиях по ознакомлению с окружающим, в свободное от занятий время, знакомила детей с дикими животными, с особенностями их внешнего вида, давала представление об их образе жизни, повадках.

2 этапподготовка спектакля:

Подготовку к спектаклю строила по следующей схеме:

Чтение сказки «Колобок», беседа по её содержанию;

показ сказки «Колобок» (настольный театр);

деление пьесы на этюды и пересказ их детьми;

работа над этюдами в форме эпизодов;

поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов;

переход к тексту пьесы, работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов

поведения отдельных персонажей;

работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условных), музыкальным оформлением;

репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций; уточнение темпо ритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций.

Процесс работы с ребёнком организовывала следующим образом:

составление словесного портрета героя;

разучивание слов текста;

работа над сценической выразительностью (определение разнообразных действий, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации).

Параллельно с этой работой готовились костюмы оборудование и материалы к занятию (при помощью родителей):

коробка (музыкальная) с игрушками- заяц, волк, медведь, лиса;

декорации: стол. на нём посуда, около стола стоит лавка;

декорации леса (плоскостные деревья, грибы и т.д.)

музыкальное сопровождение: лисы, медведя, зайца, колобка; «Дружный хоровод», «В мире много сказок».

Соблюдение санитарно-гигиенических требований в ходе занятия:

При составлении конспекта я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, степень их умственной, физической и эмоциональной нагрузки. При подготовке к занятию создавала атмосферу заинтересованности, бодрого настроения. При проведении занятия были соблюдены санитарно гигиенические требования: происходила смена деятельности детей в течение занятия, использованы разнообразные формы организации детей, были организованы динамические паузы, длительность занятия соответствовала санитарно – гигиеническим нормам.

Занятие представляло собой постановку пьесы в одном действии, трёх картинах по мотивам русской народной сказки «Колобок». В начале занятия присутствовал сюрпризный момент – «волшебная» коробочка, хранившая в себе сказку. Чтобы попасть в сказку дети отгадывали загадки, вспоминали зверей, а затем при помощи «волшебной» палочки игрушки – звери превратились в сказочных героев. Сюжет пьесы построен на традиционном изложении. Текстовый материал изложен в стихотворной форме.

Картина первая – диалог Бабы и Деда. Вторая картина – встреча Колобка с другими героями сказки: Зайцем, Волком, Медведем, Лисой. В этой картине наступает кульминация: Лиса уводит Колобка со сцены, завершая сказку. Третья картина – эпилог, в ходе которого подводится итог пьесы. В конце занятия герои сказки приглашают всех детей на хоровод. Занятие заканчивается чаепитием.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Дети с удовольствием участвуют в драматизации и инсценировании сказок и стихов, проявляют способность к импровизации действий с игрушками. У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, раскованнее, общение детей между собой и воспитателями стало более доверительным.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о диких животных, и их внешнем виде, повадках.

Развивать навыки диалогической и монологической речи.

Учить сочетать речь и движения.

Учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях.

Развивать умение последовательно и выразительно рассказывать сказку.

Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.

Приобщать к словесному народному творчеству.

Подготовка к занятию (предварительная работа):

Подготовка к занятию проходило поэтапно:

1 этап:

На занятиях по ознакомлению с окружающим, в свободное от занятий время, знакомила детей с дикими животными, с особенностями их внешнего вида, давала представление об их образе жизни, повадках.

2 этапподготовка спектакля:

Подготовку к спектаклю строила по следующей схеме:

Чтение сказки «Колобок», беседа по её содержанию;

показ сказки «Колобок» (настольный театр);

деление пьесы на этюды и пересказ их детьми;

работа над этюдами в форме эпизодов;

поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов;

переход к тексту пьесы, работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов

поведения отдельных персонажей;

работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условных), музыкальным оформлением;

репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций; уточнение темпо ритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций.

Процесс работы с ребёнком организовывала следующим образом:

составление словесного портрета героя;

разучивание слов текста;

работа над сценической выразительностью (определение разнообразных действий, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации).

Параллельно с этой работой готовились костюмы оборудование и материалы к занятию (при помощью родителей):

коробка (музыкальная) с игрушками- заяц, волк, медведь, лиса;

декорации: стол. на нём посуда, около стола стоит лавка;

декорации леса (плоскостные деревья, грибы и т.д.)

музыкальное сопровождение: лисы, медведя, зайца, колобка; «Дружный хоровод», «В мире много сказок».

Соблюдение санитарно-гигиенических требований в ходе занятия:

При составлении конспекта я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, степень их умственной, физической и эмоциональной нагрузки. При подготовке к занятию создавала атмосферу заинтересованности, бодрого настроения. При проведении занятия были соблюдены санитарно гигиенические требования: происходила смена деятельности детей в течение занятия, использованы разнообразные формы организации детей, были организованы динамические паузы, длительность занятия соответствовала санитарно – гигиеническим нормам.

Ход занятия:

звучит музыка «В мире много сказок». Входят дети, перед занавесом стоит лавка, печка, стол и т.д. (за ширмой). Перед ширмой стоят стульчики.

Дети проходят и садятся на стульчики.

В. –Ребята, я сегодня по дорожке шла, красивую коробочку нашла. А коробочка-то не простая, она волшебная – вот какая. (показываю коробочку, звучит музыка).

В. – Интересно, что в ней? ( пытаюсь открыть, открыть, но она не открывается).

В. –Может сказка? – Сказка спряталась в загадку, ну попробуй отгадай, если верной будет отгадка, сказка к нам придёт опять!!!

(начинаю загадывать загадки и коробочка под волшебную музыку открывается).

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это?……. (зайка)

Комочек пуха,

длинное ухо,

Прыгает ловко,

грызёт морковку? (зайка)

(коробочка открывается, достаю игрушку и ставлю на стол).

Хитрая плутовка, рыжая головка,

хвост пушистый – краса!

как зовут её?….. (лиса).

Зимой спит,- летом ульи ворошит… (медведь)

он всю зиму проспал.

лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь..

Кто же это? (медведь).

В.- Молодцы детки! Все загадки отгадали, вот сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка! (звучит сказочная музыка)

В.- Дети, тихо не шумите, нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…. Сказка спряталась пока! Не грусти, улыбнись, сказка дарит вам сюрприз. дотрагиваюсь волшебной палочкой до игрушек и говорю:

-Сказка, сказка, приходи и игрушки оживи!

-Где ты сказка, покажись, и ребятам отзовись!

(Дети закрывают глаза, в это время дети-артисты надевают головные уборы зверей, ширма убирается)

Появляются дети, переодетые в костюмы.

В.- Сказку дети, очень ждали? Сказку в гости приглашали? сказка здесь уже, друзья. А как называется она?

Дети.- «Колобок» (герои сказки садятся к детям на стульчики).

В.- Русская народная сказка «Колобок».

Пьеса в одном действии, трёх картинах.

Действующие лица:

Ведущий- воспитатель. Заяц- Яргин Илья

Колобок – Тушков Кирилл Волк- Локтионов Кирилл

Дед- Тетенькин Никита Медведь- Гурьев Данил

Баба- Коновалова Анжела Лиса- Лиманских Наташа

Картина первая

Сцена затемнена. На авансцену выходит ведущий.

В. Все девчонки и мальчишки,

Знаем, очень любят книжки,

Любят сказки, любят песни….

А чтоб было интересней,

Сказки старые покажем,

Но в стихах мы их расскажем.

Звонких песен Колобка

Не слыхали вы пока?

Вы расселись? В добрый час!

Начинаем наш рассказ…

Зажигается яркий свет. Перед занавесом, на авансцене, декорация комнаты – стол, на нём посуда, около стола стоит лавка. На лавке сидят Дед и Баба.

Ведущий. Жил старик со своею старушкой.

В маленькой лесной избушке.

Попросил однажды Дед :

Дед. Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно.

Баба готовит Колобок (имитирует движениями рук процесс замешивания теста, лепки формы колобка).

Ведущий. По сусеку помела

Крылышком старушка.

Горсти две муки нашла-

Больше-то не нужно.

Соль добавила, песок,

Ложки две сметаны.

Славный вышел Колобок,

Пышный и румяный.

Появляется Колобок.

Баба. Погоди-ка. Дед, чуток.

Пусть остынет Колобок!

Колобок прячется за занавес.

Ведущий. Непоседе -Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу,

Разомнусь немножко!»

Картина вторая.

С аванс сцены убирается декорация комнаты. На сцене декорация леса (плоскостные деревья, грибы, цветы и пр.). Колобок бежит по лесу.

Ведущий. Прыг с окошка – и в лесок

Покатился Колобок.

Мимо ёлок и берёз,

Мимо бабочек, стрекоз

И цветочков разных:

Жёлтых, синих, красных.

Видит в небе синеву

И зелёную траву,

В небе солнце красно.

Всё вокруг прекрасно!

Навстречу выходит Заяц.

Вдруг наш шалунишка

Повстречал Зайчишку.

Заяц (важно)

Я полакомлюсь тобой,

Я с утра не кушал.

Колобок.

Что ты?! Погоди, Косой!

Песенку послушай!

(Поёт песенку)

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешён,

На окошке я стужён.

Я ушёл от стариков,

прыг с окна- и был таков!

Велика зайчишке честь:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст