Доклад.

Выбранную мной тему я считаю актуальной для сегодняшнего времени, т.к. в настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности, т.к. это является предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Данная исследовательская работа направлена на решение следующих задач:

изучить уровень развития музыкально-ритмических навыков детей;

развивать творческие способности;

способствовать всестороннему духовному и физическому развитию;

формировать основы музыкальной культуры.

Постановка цели обозначает объект исследования, которым является музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.

Предметом исследования могут быть методы обучения, используемые для развития музыкально-ритмических навыков.

Задачи исследования:

изучить теоретические положения по данной проблеме;

анализ работы по музыкальному воспитанию в детском саду;

разработка творческих заданий и методических приемов в развитии музыкально-ритмических движений.

Для достижения цели ставится гипотеза: использование высокохудожественного материала в развитии музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности, способствует формированию основ музыкальной культуры.

Изучив теоретические положения по данной проблеме нами была проведена исследовательская работа, включающая в себя констатирующий эксперимент, который проводился методом диагностики, разработанной Инной Викторовной Груздовой и О.В. Дыбиной.

Цель констатирующего эксперимента, изучить уровень музыкально-ритмического развития и особенности проявления начал музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.

К участию в эксперименте было привлечено 10 детей старшей группы МДОУ№23 «Волжские капельки»

Диагностика проводилась в два этапа:

изучение уровня музыкально-ритмического развития детей (прохлопать ритмический рисунок, передать характер движений в двигательных импровизациях).

обследование особенностей проявления начал музыкальной культуры.

Критериями оценок стали следующие показатели:

Воспроизведение в хлопках и в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии.

Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями (в процессе самостоятельного исполнения без показа педагога).

Соответствие ритма движений ритму музыки

(с использованием смены ритма).

Методика обследования включала в себя три этапа:

Обследование уровня эмоциональной отзывчивости на музыку.

Выявление особенностей музыкальных представлений и отношений детей к музыке.

Диагностика музыкальных предпочтений детей.

На каждого ребенка составлялась индивидуальная карта, куда вносились результаты диагностики по всем трем заданиям (см. приложение №1).

Критериями оценок стали следующие показатели:

Задание №1:

сосредоточенность внимания;

продолжительность восприятия;

двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализаций;

наличие действий с музыкальными инструментами, игрушками, их соответствие характеру и ритму музыки;

желание ребенка слушать музыку.

Задание №2

-Наличие правильного, полного, самостоятельного ответа, характеризующего знания ребенка о музыке, его музыкальные интересы, предпочтения, эмоциональное отношение к музыкальным произведениям.

Результаты исследований заносились в таблицы, на основании процентных данных которых создавались диаграммы (см. приложение1)

По итогам констатирующего эксперимента ними были сделаны выводы, что у детей хорошо развито восприятие и воспроизведение временных отношений к музыке в хлопках и на музыкальных инструментах. Однако дети испытывают затруднения в двигательных импровизациях. Большинство детей не могут адекватно оценить и творчески воспринять музыкальный образ, что свидетельствует о недостаточном накоплении музыкальных впечатлений. В связи с этим было принято решение провести развивающую работу.

Нами были разработаны основные задачи развивающей работы:

способствовать становлению музыкально-эстетического сознания;

развивать пластику движений, их выразительность в соответствии с музыкой.

В соответствии с поставленными задачами были намечены педагогические условия развития музыкальной культуры в музыкально-эстетической деятельности:

обогащение музыкально-двигательного восприятия высокохудожественными произведениями разных стилей и жанров мировой классики.

Развитие навыков исполнения

Передача в движении музыкальных образов

Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.

Развивающая работа проводилась поэтапно, где каждый следующий этап опирался на предшествующий и готовил последующий.

Наряду с ритмическим чувством развивали музыкально-слуховые представления и чувства музыкальной формы. У детей накапливался исполнительский опыт.

Развитие у детей умения самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, по-своему их комбинировать.

Подведение детей к творческой интерпретации музыкальных произведений, развитие способностей к самовыражению.

Отбирая музыкальный материал, мы руководствовались принципами художественности и доступности музыкально-образного содержания музыки.

Репертуар был систематизирован в соответствии со следующими разделами:

Характер музыки, средства музыкальной выразительности

Музыкальная форма.

Комплексы ритмической гимнастики.

Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами

Историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного танца.

На первом этапе доминирующая роль принадлежала педагогу. Наряду с ритмическим чувством у детей развивали музыкально-слуховые представления, чувство музыкальной формы. Дошкольники накапливали исполнительский опыт.

Второй этап обучения способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, по своему их комбинировать.

Третий этап – подведение детей к творческой интерпретации музыкальных произведений, развитии способности к самовыражению.

К каждому этапу мы переходили последовательно, но, в тоже время, они присутствовали в работе и одновременно (но с разным репертуаром).

Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям носили развивающий характер: от прямого воздействия (объяснения, показа) через закрепление, упражнение (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения движений) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов двигательного интерпретирования музыкального произведения). Также использовались приемы, побуждающие детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий, обобщению.

Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям строился согласно следующей структуре:

целостное восприятие произведений, постижение общего характера, средств музыкальной выразительности, формы музыкальных произведений путем выполнения и освоения упражнений;

дифференцированный подход к осознанию интонаций, средств музыкальной выразительности, настроения музыки с последующей двигательной импровизацией;

творческое выражение в движении переживаний, связанных с музыкальным образом.

На данном этапе работы дети учатся воспринимать динамические оттенки, как способ выражения характера музыки; ощущать роль темпа и его изменений, выражающих различные оттенки настроения, характера музыки; воспринимать ритм, как организующее начало в музыке, передавать в хлопках и в движении ритмический рисунок; исполнять задания, учитывая зависимость манеры исполнения движений от принадлежности музыки к определенной эпохе.

После прослушивания музыкальных произведений детям предлагается определить характер, динамические оттенки. Затем педагог показывает движения и вместе с детьми анализирует, соответствуют ли они характеру и динамике произведения, после чего разучивается композиция движений, объясняются приемы правильного исполнения. В процессе освоения движений систематически привлекается внимание детей к точности выполнения движений, дети учатся сознательно подчинять их музыке, осознавать правильность и неправильность исполнения.

Также детализируется восприятие формы произведения («Сколько частей в произведении», «Почему мы определили такое количество частей, а не другое?»). Дети учатся в движении изменять композицию танцев и упражнений, направление и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций в музыке; слышать и реагировать на основные элементы музыкальной речи.

Для более глубокого проникновения в образное содержание музыки, мы использовали прием оркестровки музыкальных произведений. В качестве способа активизации эстетических эмоций и мышления детей использовали прием моделирования характера звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов. С этой целью использовали следующие движения рук:

мягкие, плавные покачивания руками в стороны, вверх, вниз,

круговые движения кистями рук;

легкие, беззвучные удары ладонью по ладони, пальцами рук по ладони (мелкая моторика);

удары кулачком о кулачок;

удары кулачками по коленям;

хлопки по коленям;

плавные восходящие и нисходящие движения руками.

Комплекс ритмической гимнастики позволяет передать характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности, форму и, самое главное, передать в движении музыкальный образ. Разучивание комплекса проходит в три этапа.

В основе первого этапа обучения – подражание детей образцу исполнения движений педагогом. «Вовлекающий показ» (выражение по С.Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. В процессе совместного исполнения мы давали детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. На втором этапе проводится тщательная работа над качеством движения: его точностью, выразительностью. На третьем этапе – движения уточняются, запоминаются и автоматизируются.

Перед разучиванием композиции с предметами, детям прелагается многократно прослушать музыку, чтобы решить какой именно предмет поможет полнее раскрыть характер музыкального произведения.

Следующий этап развивающей работы – развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений.

Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и детям предлагается исполнить движения самостоятельно. Это очень важно, так как у детей тренируется произвольное внимание, память, дети сознательно выполняют движения под музыку. На этом этапе используются следующие приемы:

показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию);

показ упражнения условными жестами, мимикой;

словесные указания;

«провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

Хорошо выучив и освоив движения, дети исполняют их выразительно, без помощи и подсказки педагога.

На этом этапе мы использовали композиции, где сразу заложена как бы вопросно-ответная форма исполнения и предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент:

«Лебединое озеро» П. Чайковский (3-я сцена из 1 акта балета «Лебединое озеро»)

Программное содержание: Выполнять плавные, изящные движения в форме пластического канона.

«Русский танец» П. Чайковский из балета «Лебединое озеро»

Программное содержание: Выполнить композицию из несложных плясовых движений. А на среднюю часть выполнить по выбору движения, отвечающие искрящемуся характеру музыки, используя любые плясовые па.

Сначала дети испытывали затруднения (стеснялись выполнять двигательные импровизации, копировали исполнение других ребят), но постепенно самостоятельное исполнение упражнений стало боле уверенным и непринужденным.

Такие небольшие включения импровизаций на определенные музыкальные фрагменты с одной стороны тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой – готовят к импровизации на целостные музыкальные фрагменты.

Большое внимание уделялось дальнейшему развитию музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Для этого мы использовали комплекс ритмической гимнастики на музыку П. Чайковского. Движения, из которых состоит комплекс, позволяют передать характер музыкального произведения, музыкальный образ:

Старинная французская песенка.

Программное содержание: «пропеть» музыку руками, как бы передавая мелодию из одной руки в другую. Волнообразное движения аккомпанемента, в нижнем регистре передавать в волнообразном движении рук, следить за изменением динамики. Следить глазами за «поющей рукой».

Камаринская.

Программное содержание: Выполнять движения ритмично. Изменять движения, следя за сменой частей музыки.

Полька.

Программное содержание: Передавать в движениях легкий, изящный характер первой и третьей части; музыку средней части – ритмичными, энергичными движениями.

Новая кукла.

Программное содержание: выполнять движения легко и изящно, как «заводная кукла».

Марш деревянных солдатиков.

Программное содержание: передавать в движении повторяющийся ритмический рисунок, образ деревянных солдатиков.

Немецкая песенка.

Программное содержание: Выполнять движения в соответствии со сменой частей музыки.

Вальс.

Программное содержание: выполнять движения вальса в соответствии с характером музыки.

В процессе разучивания комплекса, систематически привлекается внимание детей к разнообразному характеру музыки, дети учатся в соответствии с ним осознанно изменять форму движения. При выполнении комплекса большое внимание уделяется детскому исполнительскому творчеству, манере исполнения движений. Наиболее интересное, выразительное исполнение демонстрируется всей группе. Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей.

На данном этапе работы роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их.

Далее, на основе развития эмоционально-оценочного отношения к музыке и пластических возможностей детей, мы подводим идетей к развитию творческих возможностей, раскрытию собственной индивидуальности. Это третий этап развивающей работы.

Так, в начале детям предлагается прослушать музыкальное произведение, а затем – «пробы», в которых дети пытаются выразить в движении переживания, связанные с музыкальным образом. Перед двигательными импровизациями детям всегда напоминали, что главное – всегда очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение.

Для развития творческих способностей детям предлагаются следующие задания:

выразительно передать характерную особенность персонажа, прослушав произведение:

– К. Сен-Санс. «Карнавал животных»

«Королевский марш льва»,

«Слон»,

«Лебедь».

– Э. Григ. «В пещере горного короля».

– Г. Свиридов «Колдун».

– П. Чайковский «Баба-яга».

придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану; дети встают парами и договариваются о том, что и как будут исполнять:

М. Глинка. Полька

Ф. Шопен Вальс №7

Ф. Шопен. Полонез ля мажор.

«Вальс цветов» П. Чайковский из балета «Щелкунчик».

Программное содержание: Прослушать музыку и самостоятельно составить танцевальную композицию, используя всевозможные движения в соответствии с характером произведения.

Наиболее интересные находки обсуждаются и разучиваются всей группой.

Импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца:

П. Чайковский. «Русский танец».

К. Листов. «Шуточный русский танец».

«Сударушка» р. н. м.

Для развития композиционного и исполнительского творчества детям предлагаются предметы, которые позволяют подчеркнуть характер, настроение музыки: цветы, ленты, воздушные косынки, платочки, воздушные шары, мячики. Для импровизаций с предметами используется следующий репертуар:

М. Мейчик. «Венский вальс»

Программное содержание: В соответствии с формой произведения и характером музыки выполнить различные движения с воздушным шариком, следя за динамическими оттенками и темповыми изменениями.

М. Глинка «Игра с мячом»

Программное содержание: Составить свободную композицию из танцевальных движений, проявляя творчество.

С. Рахманинов «Итальянская полька»

Программное содержание: Составить свободную композицию из танцевальных движений, проявляя творчество.

А. Дворжак. «Вальс» соч. 54 №5

Программное содержание: составить композицию с ленточками в соответствии с характером музыки.

Для развития танцевального и игрового творчества детей мы инсценировали сказку «Муха-цокотуха» (по мотивам К. Чуковского).Эта сказка удобна тем, что текст в ней знакомый и простой, в нем много шуточных персонажей, которые дети исполняли по желанию. При работе над данной инсценировкой мы стремились к творческому раскрепощению детей. В целом инсценирование сказки протекало как игра. После обсуждения музыкального оформления сказки детям предлагали самостоятельно найти движения для каждой роли. Предварительное прослушивание музыкального произведения, анализ его частей и характера музыки помогало ребятам в их творческих импровизациях. Сказка К. Чуковского “Муха-Цокотуха” может послужить прекрасной основой для пластической импровизации детей.

В целом инсценирование сказки протекает как ролевая игра, где режиссер предлагает детям поставить спектакль, обсуждает с ними, как осуществить этот замысел. В процессе постановки дети включаются в изготовление атрибутов, деталей костюмов (усики, крылышки, сапожки т.д.), элементов декораций.

.

В конце формирующей работы мы отметили качественно новый уровень музыкального развития детей. Дети самостоятельно, непринужденно, выразительно исполняют упражнения, новые игровые и танцевальные движения, что говорит о сформированности двигательных навыков. Музыкально-эстетическое сознание дошкольников находится на более высоком уровне развития, чем на этапе констатации.

Чтобы в этом убедиться и получить объективные результаты нами был проведен контрольный срез методом повторной диагностики. Результаты диагностики подтвердили, что развивающая работа прошла успешно (см. приложение2)

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что музыкально-ритмическая деятельность способствует становлению музыкально-эстетического сознания и формированию музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Вывод: Дети выразительно, легко и точно исполняют движения под музыку, самостоятельно отображают в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называют их, проявляют инициативу, творческую активность, самостоятельность в двигательных импровизациях, придумывают небольшие танцевальные композиции.

Дошкольники внимательно, заинтересованно слушают музыкальные произведения, различают музыкальные интонации, их смену, развитие, могут самостоятельно, точно, полно охарактеризовать музыкальное произведение. Дети более осознанно относятся к выбору произведений, обосновывают свои предпочтения, что свидетельствует о сформированности эмоционально – оценочного отношения к музыке.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что музыкально-ритмическая деятельность способствует становлению музыкально-эстетического сознания и формированию музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.