Опыт работы по теме: «Формирование положительных взаимоотношений между детьми в детском саду»

Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. со сверстниками в группе детского сада, – важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка.

От того, какими будут эти взаимодействия – доброжелательными или враждебными, искренними и открытыми, или формальными и показными, -зависит эмоциональное состояние детей, их отношение к детском саду, а возможно, и характер дальнейших отношений к людям.

Взаимоотношениям, возникающим в детском саду, предшествует очень разный опыт общения со взрослыми, а иногда и со сверстниками. И этот предыдущий опыт, безусловно, влияет на отношения, складывающиеся в группе.

Есть и такое явление, как непосредственная симпатия или антипатия, вызываемая внешностью, одеждой, манерой поведения, запахом и т.д. Это практически не поддается педагогическому воздействию.

Существует также ряд факторов, влияющих на взаимоотношения детей. Действие этих факторов во многом, а то и целиком зависит от воспитателя. К ним относятся следующие:

• отношение и оценки воспитателя;

• групповые нормы;

• совместная деятельность детей.

Приведу конкретные примеры игр и приемов.

В 1 младшей группе дети не умеют общаться друг с другом. Сверстник воспринимается как занятный движущийся объект. Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми. Простейшим примером является осуждающий эмоциональный возглас «Ай-яй-яй!», сопровождаемый покачиванием указательного пальца. Интереснее будет, если воспитатель наденет на палец колпачок из ткани или бумаги. На одной стороне колпачка нарисовано лицо с сердитым выражением, на другой – с довольным видом. Воспитатель грозит нарушителям: «Ай-яй-яй!» «Пальчик сердится. Нельзя кусаться». По завершении инцидента, колпачок поворачивается улыбающийся стороной: «Молодец! Больше не кусаешься. Пальчик радуется, что ты добрый и хороший».

Также своим примером воспитатель приобщает малышей к традиции выказывать сочувствие своим сверстникам – пожалеть, погладить, принести игрушку.

Во 2 младшей группе взаимоотношения детей меняются. Ребята начинают внимательно присматриваться к действиям друг друга и подражать им, в первую очередь игровым. С целью формирования доброжелательного отношения ко всем членам группы эффективно использовать методику «У нас все хорошие». (Она проводится 2-3 раза в месяц не более 10 мин.). Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке, выделяя его положительные качества и добрые поступки. (Например, «Самой аккуратной во время обеда была Аня, ее салфетка самая чистая…»)

Методика – игра «Фу» формирует опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Воспитатель называет разные поступки, дети хором оценивают их возгласами «Фу» или «Ура!» (например, «Есть снег» – фу!; «Покатать друг друга на санках? – ура!»)

Еще один прием, который может использовать воспитатель – это методика «Плохой заяц – это, кажется про меня». Не называя имени провинившегося ребенка, воспитатель проигрывает ситуацию с игрушкой. Осуждение детьми действий персонажа подводит нарушителя к выводу: он в похожей ситуации поступил не лучшим образом.

В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений. Для того чтобы быть принятым в игру необходимо уметь договариваться (во что играть, распределять роли), учиться согласовывать свои действия с действиями партнера, а также уметь придумывать новые увлекательные повороты сюжета. В итоге, игра становится той силой, которая одних поднимает до уровня «звезд», а других выталкивает в «изгои».

Задача воспитателя – помочь детям выбрать совместную игру, определить роли, наметить эпизоды и активно участвовать в ней на равных с детьми.

Формировать у детей интерес друг к другу в ходе общения позволяет методика «Мой альбом с фотографиями». Сначала дети рассматривают фотографии вместе с воспитателем, а затем самостоятельно, активно вступают в беседу, делясь воспоминаниями.

Можно продолжать использовать методику «У нас все хорошие».

Эффективным становится показ воспитателем моральных пьесок. В них одно животное обижает другое, а третий персонаж защищает и помогает обиженному. Дети оценивают поступки героев, хвалят того, кто помог, осуждают обидчика.

В работе со старшими детьми так же, как в более младшем возрасте, мы обращаемся к игровым моментам.

Детей знакомят с пьесками (сценками) морального характера, где героями становятся дети, а события действительно могут случиться в любой группе детского сада.

Методика «Волшебная труба» помогает формировать способность находить достоинства в каждом члене группы.

Эффективным приемом формирования доброжелательных отношений между детьми является организация концертов, спектаклей, изготовления подарков для малышей.

В своей работе также я люблю использовать хороводные игры, в ходе которых развивается восприятие детей и формируются дружеские связи. Это игры «Яша», «Лягушка», «Как у бабушки Маланьи».

Считаю очень важным акцентировать внимание на положительных поступках детей, а отрицательные я обыгрываю, называя имена вымышленных детей.

Я стала больше уделять внимания и использовать командные игры -соревнования, когда детям для достижения результата необходимо действовать согласованно и дружно.

В трудовой деятельности, в играх, на занятиях не забываю обращать внимание на то, что мальчики у нас сильные, мужественные, а девочки нежные, ласковые, им нужно помогать. Стараюсь вводить в нашу жизнь пословицы и о труде:

- «Сделал дело – гуляй смело»;

- «Поспешишь – людей насмешишь»;

о дружбе:

- «Нет друга ищи, а нашел береги»;

- «Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь»;

и о правилах поведения:

- «Нет большего позора, чем не выполнить уговора»;

- «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

Литература:

1. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. 2-е издание, переработанное и дополненное. /Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова; худож. Е.П. Масленникова. – Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: Книголюб, 2008.

3. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.