Семья – важнейший институт общества, микрогруппа в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи, формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействиях детского сада и семьи в образовательном процессе.

Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже,в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное – «Так мама сказала!»; «Так велел папа!».

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны с общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений (21).

Семья — специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. — действия) важные для общества, необходимые для жизни каждого

Формы работы по формированию “образа” семьи

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиции, обычаев (19).

Под руководством Кузьминой И.В. и группой педагогов города Тольятти в начальной школе – детского сада №-14 разработана программа формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включает 3 этапа:

1) организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи

2) создания музея в группе детского сада

3)привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Всю работу Кузмина И. В. проводила на базе начальной школы – детского сада № 14 г. Тольятти, в свободное время и во время занятии с дошкольниками как индивидуально, так и с группой детей.

Рассмотрим каждый этап подробнее:

1) Организация содержания сотрудничества детского сада и семьи включает серию игр, упражнений, бесед.

Формирование интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи способствуют следующие формы работы:

Индивидуальная беседа «Моя семья»;

Дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);

Беседа «Моя мама, мой папа» (расширение представлении детей о родителях);

Дидактическая игра «Генеалогическое древо» (закрепление знании детей о себе, своей родословной);

Беседа «Отдыхаем всей семьей»;

Встреча с близкими людьми «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям);

Дидактическая игра «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими);

Беседа «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);

Создание альбома «Наши братья и сестры» (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах);

Беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);

Беседа «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома); и т.д.

Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.

2) Создание музея семьи в группе детского сада.

Первоначально педагогами и родителями была придумана игра в музей, а дети с удовольствием эту игру поддержали (книга «Вот оно какое, наше лето», «Большая книга сказок о маме», выставки «Детская военная игрушка», «Такие разные куклы»…)

Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» – своеобразного рассказа детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках. В группе детского сада был объявлен конкурс на лучший детский рисунок «Семейный альбом». По результатам конкурса была сформирована экспозиция выставки. Экспонаты выставки постоянно менялись. Все работы были собраны в альбомы по темам и стали экспонатами семейного музея.

Очень заинтересовала педагогов, детей и родителей такая форма работы, как создание семейного герба. Педагог рассказал историю появления в Европе первых гербов, как отличительных знаков рыцарей, познакомил детей с наукой, которая раскрывает значения гербов,- геральдикой. На примере города Тольятти педагог объяснил, что означает герб, какие используются символы; рассказал, где можно узнать об истории города (в книге, в музее), отметил что историю семьи тоже можно узнать в семейном музее. Дети показывали свой семейный герб и рассказывали о своей семье.

Исследователи отмечают, что в настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуаций – составление семейных истории. Эту работу дети 5-6 лет могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирают материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архивы, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен («Как меня называют дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребенок рассказал о своей семье, о своих родителях. У каждого ребенка осталась на память небольшая самодельная книжка (например: «История семьи Ивановых» и т.п.), которая является семейной реликвией, а парой и первым более или менее полным изложением истории данной семьи.

Очень важно что, участвуя в этом мероприятии, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих предках, а узнав – научились любить и уважать историю своей семьи. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Было предложено попробовать записать игры, в которые играют в семьях. «Копилка» семейных игр очень быстро наполнилась. Игры были самые разнообразные. Часто встречались такие игры как «У медведя во бору», «Колечко», «Фанты», «Испорченный телефон», «Ловишки», «Краски», «Городки», «Казаки – разбойники» и другие.

3) Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей. Для формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиции в семье.

Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещает приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребенку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Один из эффективных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером» – общая игра, ужин всей семьей, прогулка.

Таким образом, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи (19).

Чтобы у детей создавались целостность впечатлений и система знаний, необходимо разработать план построения музейных экспозиций, группировку экспонатов, наработать теоретический материал, так как иначе музей не будет нести присущей ему нагрузки. Интеграция в воспитательно – образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества. Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны – средство формирования у них патриотических чувств и духовно нравственного развития.

Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Принципы функционирования семейного музея.

Наглядность

Доступность

Достоверность

Вариативность

Приемственность

Интерактивность и многофункциональность

Психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве

Координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи

Формы работы семейного музея в дошкольном учреждении

Кружки

Тематические выставки (“Музыкальное эхо”, “Игрушки моего детства” и т.д.)

Родительский клуб “Семейный круг”

Выпуск информационных листов для родителей “А у нас …”

Участие в конкурсах

Разработка информационных материалов о музейных предметах

В Психологическом словаре (под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.) дано определение термину «Образ»,- это субъективный феномен, возникающий в результате предметно – практической, сенсорно – перспективной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перспективные категории.

Исходя из этого определения, по нашему мнению «образ семьи» – это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д.

Если рассмотреть семью глазами ребенка дошкольного возраста, то можно, во-первых, сделать вывод о том, что неблагополучной семья у детей этого возраста не бывает. Это означает, что какой бы ни была семья и семейные отношения, она не имеет для ребенка (его восприятия) травмирующего влияния. Конечно, если в семье на ребенка не обращается внимание, это приводит к искажениям и проблемам в его развитии. Однако ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, все равно не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.

Если нельзя говорить о неблагополучной семье для ребенка дошкольного возраста, то вполне реально выделить те характеристики, которые для детей этого возраста воспринимаются как обязательно присущие семье. В первую очередь это наличие общего пространства. Многие дошкольники в своих рисунках семьи изображают комнату, в которой живут он и его близкие, любимые вещи и т. п. Это общее пространство является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Именно поэтому они включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении. В некоторых случаях в семью могут не войти какие-то реальные члены. Например, мама или папа, которые поздно приходят, и которых ребенок не очень отождествляет с общим помещением, а в то же время могут войти соседи, друзья, часто приходящие в гости и т. п.

Помимо этого особенности образа семьи у детей дошкольного возраста связаны еще с тем, что члены их семьи выполняют какую-то определенную деятельность — мама варит суп, бабушка убирает, старший брат делает уроки и т. п. С этих позиций те члены семьи, которые не действуют на глазах у ребенка, оказываются не входящими в состав его семьи.

Любопытно, что, несмотря на внимание дошкольников к деятельности взрослых, он не связывает членов своей семьи никакими отношениями. По их мнению, важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи. К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи — один образ нормативной (идеальной) семьи, а другой образ своей конкретной семьи. При этом образ идеальной семьи возникает на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., в то время как образ реальной семьи связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье.

Образ семьи у детей младшего и среднего дошкольного возраста — это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений.

Таким образом, с первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье где воспитывается ребенок, дают “фундамент” на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями.