Формированию произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Организация начала занятия проходит, как самоопределение детей к деятельности. Для этого дети после соответствующей инструкции заполняют лист самоконтроля. В первой графе листа самоконтроля – картинка-символ вида деятельности: слушать, думать, выполнять упражнения зарядки для пальчиков, рисовать или смотреть на экран, говорить или выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Во второй дети выражают свои намерения: «буду стараться внимательно слушать (думать, говорить и т.д.)» – рисуют улыбку – «солнышко улыбается», «не буду стараться» – рисуют капельки слез – «солнышко плачет». Третья графа для оценивания результатов заполняется детьми в конце занятия: внимательно ли я слушал, правильно ли выполнял упражнения и т.д. Дети также рисуют либо улыбку у солнышка, либо капельки слез.

Для постановки учебной цели можно использовать прием создания проблемной ситуации, требующей освоения нового умения. Вместе с детьми можно сформулировать тему и цель занятия, которая благодаря размышлениям над проблемной ситуацией, будет близка детям. Отвечая на предложенные вопросы, размышляя над ситуацией, дети сами будут стараться открыть новое знание. Выводить правильные формулировки им еще трудно из-за возраста. Педагог должен помочь им, создавая условия для размышлений и подталкивая к верным решениям.

Организация первичного усвоение материала и демонстрация правильной артикуляции проходит с использованием мультимедийной презентации. Педагог рассказывает артикуляционную сказку:

Слайд 4. «Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать). Повторить упражнение 3-4 раза.

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо.

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, тянуться языком то к левому, то к правому углу рта. Повторить 6-8 раз.

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять его к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть не помогала языку подниматься вверх.

Язычок убедился, что погода хорошая и решил отправиться на прогулку.

Слайд 5. Вот идет Язычок и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был … бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения. Открыть рот как можно шире, удерживая его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Слайд 6. Только хотел Язычок дальше отправиться, как слышит: ква, ква. Это были… Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбаются.

Описание упражнения. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Слайд 7. Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным хоботом? Да это же слон! Давайте покажем, какой у слона хобот.

Описание упражнения. Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз.

Смотрит Язычок на слона, а тот набирает хоботом воду и поливает слоненка.

Описание упражнения. Сделать вдох через вытянутые трубочкой губы, сделать медленный длительный выдох через рот. Повторить 3-4 раза. Следить, чтобы плечи при вдохе не поднимались, щеки не надувались.

Слайд 8. Увидел язычок качели и захотел на них покачаться: вверх-вниз! Весело качаться на качелях!

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Веселая получилась прогулка».

Объяснение выполнения артикуляционных упражнений подкрепляется стихотворными текстами: Упражнение «Лягушка» –

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губки прямо к ушкам.

Вы тяните ваши губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем,

И нисколько не устанем.

Упражнение «Слон»

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнение «Бегемотик»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко откроем ротик,

Как огромный бегемотик.

А потом закроем ротик –

Отдыхает бегемотик.

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждого упражнения детьми, которые пытаются ответить на вопросы: Что делаю и почему? Что должно получиться?

На следующем этапе проводим самостоятельную проверку по эталону. В логопедической практике очень важно, чтобы ребенок научился осуществлять самоконтроль своей деятельности. На этом этапе занятия используем индивидуальные зеркала. Детям логопедических групп, не всегда удается с первого раза достичь хороших результатов. Поэтому в ходе выполнения упражнений необходимо стараться для каждого ребенка создать ситуацию его личного успеха. Для этого каждому предлагается то упражнение, с которым он, наверняка, справится.

Для того чтобы быстрее включить новые артикуляционные умения детей в систему знаний проводим повторение и выполняем рисуночные упражнения на рабочих листах. Можно попросить закончить штриховку или дать задание нарисовать в свободное время по желанию либо картинку к какому-то упражнению, либо всю артикуляционную сказку.

Завершающим этапом занятия является рефлексия деятельности: самооценка, возвращение к листам самоконтроля. Дети заполняют третью графу для оценивания результатов своей деятельности на занятии: внимательно ли я слушал, правильно ли выполнял упражнения и т.д. и также рисуют либо улыбку у солнышка, либо капельки слез.

Педагогическая оценка деятельности детей дается не на этапе подведения итогов. Она должна стимулировать деятельность ребенка, помогать формировать самоконтроль. Поэтому педагог оценивает результат выполнения упражнений, т.е. конкретное действие ребенка, проявляя педагогический такт при любом результате.

Технологическая карта логопедического занятия по формированию произносительных умений у детей старшего дошкольного возраста

Составила: Маковеева Елена Александровна, учитель-логопед МОУ ДОД

ДДТ пгт Подосиновец

Тема занятия: Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

Место данного занятия в системе занятий по теме: 1.

Тип занятия: Занятие по изучению и первичному закреплению материала.

Общедидактическая задача: Создать условия для восприятия и первичного усвоения нового материала, формировать осознанное отношение к логопедическим занятиям.

Коррекционно-развивающая задача: Создать условия для выработки полноценных движений и определенных положений губ и языка, развивать речевой выдох.

Образовательная задача: Создать условия для активизации знаний по лексическому материалу.

Воспитательная задача: Создать условия по воспитанию компетентности ребенка в общении, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.

способы семантизации лексического материала

через картинный материал

через объяснение

слон, лягушка, бегемот;

качели;

губы, зубы, язык.

прогулка,

органы артикуляции

Оборудование:

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Осуществление дифференцированного подхода: система вопросов и заданий, стимулирующих индивидуальную вербальную деятельность детей.

Создание учебной «коллизии», построение пути выхода из ситуации, закрепление учебного материала в деятельности, самоанализ деятельности детей.

Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация начала занятия. Самоопределение к деятельности.

Беседа.

Включение в занятие.

Ответы на вопросы.

Заполнение листа самоконтроля.

Актуализация темы занятия.

Создание учебной «коллизии».

Осмысление ситуации.

Постановка учебной задачи на данном занятии.

Беседа. Постановка проблемного вопроса.

Формулирование темы и цели занятия.

Размышления, ответы на вопросы, попытка сделать вывод.

Выбор пути выхода из ситуации.

Беседа.

Предложение выбора выхода из затруднения.

Размышления, ответы на вопросы, выбор и объяснение.

Организация первичного усвоение материала.

Рассказывание сказки с объяснением выполнения артикуляционных упражнений.

Демонстрация правильной артикуляции.

Восприятие, запоминание материала и первичное закрепление с опорой на двигательную деятельность.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Осуществление дифференцированного подхода при выполнении упражнений. Оценка каждого выполненного артикуляторного движения.

Выбор артикуляционного упражнения с объяснением причин и самостоятельное выполнение.

Включение в систему знаний и повторение.

Объяснение и организация выполнения задания.

Выполнение рисуночных упражнений на рабочем листе.

Рефлексия деятельности.

Объяснение и организация выполнения задания.

Работа в листах самооценки достижений

Достичь положительных результатов занятия позволяют:

продуманность структуры занятия на подготовительном этапе,

использование технических средств (мультимедийная презентация материала занятия),

осуществление дифференцированного подхода через систему вопросов и упражнений, стимулирующих индивидуальную вербальную деятельность детей,

использование учебной «коллизии», т.е. проблемной ситуации,

выбор пути выхода из нее,

закрепление учебного материала в деятельности,

самоанализ деятельности детей.

И в будущем, усвоенный сегодня материал, позволит сформировать необходимые произносительные умения и навыки.

Использованная литература:

Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи – Москва: Эксмо, 2005.