Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет

Горшенина О.В, Залавская А.А.

В отечественной психолого – педагогической литературе многие исследователи освещали вопросы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста (В.Е. Ботурова, Н.И. Голубева, М.Н. Волокитина, А.В. Запорожец, А.Н. Знаменская, Е.И.Игнатьев, А.Я.Колодная, А.М.Леушина и др.). Данный период является весьма важным для всего процесса развития системного механизма восприятия пространства.

Однако, не смотря на обширность проведённых исследований и достигнутые значительные успехи, до сих пор в психолого-педагогической литературе недостаточно изучен сам процесс формирования пространственных представлений, не разработаны обоснованные критерии для выявления уровня сформированности их у детей, недостаточно разработана методика целенаправленного формирования пространственных представлений. Исследования ученых (Л. А. Венгер, Т. Д.Рихтерман и др.) показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность, возникают трудности при овладении чтением и счетом.

Термин «пространственное представление» включает знания о форме, положении, величине, объекта т.е. о пространственных связях и отношениях. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося (А. А. Столяр).

Под понятием «формирование представлений» понимается процесс отражения и закрепления в памяти объекта и его дальнейшее уточнение, обогащение и осмысливание в процессе разнообразной деятельности.

В многочисленных работах по проблеме развития пространственной ориентировки детей дошкольного возраста указывается, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета (А. М. Леушина, А. С. Метлина).

Исследованиями, выполненными в рамках общей, возрастной и педагогической психологии показано, что интеллектуальное развитие личности в онтогенезе неразрывно связано с овладением пространством сначала практически, а затем теоретически. Саморазвитие овладения пространством понимается при этом, как усложнение и качественное изменение видов и способов ориентации с участием различных анализаторов (кинестетических, осязательных, зрительных, слуховых, обонятельных).

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами (А. А. Столяр).

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.). «Чем точнее слова определяют направление, тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка» (А.А. Люблинская).

Учитывая актуальность проблемы, нами разработана система педагогического взаимодействия по формированию способности к пространственному ориентированию с детьми 4-5 лет.

Одним из основных принципов дошкольной психолого-педагогической науки является положение о том, что различные знания у ребенка можно сформировать путем построения целенаправленного обучения и через организацию его деятельности. В связи с этими мы предположили, что формирование пространственных представлений будет эффективным, когда в педагогическом процессе будут использоваться специальные средства, направленные на развитие способности к пространственной ориентировке у детей 4-5 лет. Такими средствами являются дидактические игры и игровые упражнения, которые обеспечивают целенаправленность процесса формирования представлений о пространственных признаках и отношениях.

Для оценки уровня развития пространственных представлений мы разработали критерии, позволяющие определить уровень сформированности пространственных представлений у детей 4-5 лет:

- ориентация по схеме собственного тела;

- ориентация в пространстве относительно себя;

- ориентация на плоскости и в окружающем;

-знание терминологии, характеризующей пространственные отношения. Результаты обследования показали, что пространственные представления у детей дошкольного возраста 4-5 лет сформированы недостаточно. Нами выделены основные проблемы в освоении пространственных представлений детьми 4-5 лет:

1.Затруднения в ориентировке по схеме собственного тела.

2.Недостаточность владения пространственной терминологией.

3.Ограниченность ориентирования на плоскости и в окружающем пространстве.

Выявленные проблемы послужили основой для построения технологии педагогического взаимодействия с детьми 4-5 лет по освоению пространственной ориентировки.

Начальный этап взаимодействия с детьми являлся обучающим для детей не достаточно ориентировавшихся по схеме собственного тела. Реализация первого этапа осуществлялась с помощью следующих упражнений и дидактических игр: «Отгадай и укажи», «Повтори», «Путаница», «Выполни команду», «Будь внимателен» и т.п. На данном этапе мы знакомили дошкольников со схемой собственного тела, что являлось точкой отсчета для дальнейшего изучения пространственных представлений. Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.

Работа по усвоению пространственных представлений предполагала обучение детей 4-5 лет умению определять пространственные расположение предметов относительно себя, свое положение в пространстве в таких дидактических играх и упражнениях, как «Секрет», «Пират», «Поворот», «Угадай, что где находится», «Карусель», «Чего не стало». Научив дошкольников ориентироваться по схеме собственного тела, мы перешли к играм и упражнениям на определение расположения предметов от себя (впереди, сзади, справа, вверху, перед, внизу, и т.п.): «Я назову, а ты покажи», «Догадайся, где что находится…».

Дальнейшая работа была направлена на развитие умений ориентироваться на плоскости. Для этого нами были разработаны дидактические игры «Город», «Парк», «Цирк», «В гостях у Маши».

Следует отметить, что на протяжении всей работы, мы расширяли знания детей о терминологии, характеризующей пространственные отношения, обучали детей умению оперировать данными понятиями в практической деятельности, т.к. словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях. В играх «Магазин игрушек», «Что изменилось?», «Куда залетела пчела?» мы знакомили детей с предлогами (в, на, за, под, над, и т.д.), обозначающими месторасположение предметов. Использование этих игр способствовало установлению у детей связей между «пространственным образом» и словом, его обозначающим.

Разработанные нами дидактические упражнения и игры использовались как в специально-организованной деятельности с детьми (на занятиях математикой), так и в повседневном общении, в свободное от занятий время.

В результате проведенной работы нами была отмечена позитивная динамика в развитии представлений о пространственных признаках и отношениях у детей 4-5 лет. Дошкольники стали ориентироваться по схеме собственного тела, определять словом взаимное расположение предметов, менять точку отсчета при определении пространства.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений в развитии пространственных представлений у детей 4-5лет способствовало обогащению запаса пространственных представлений у детей дошкольного возраста; накоплению опыта распознавания пространственных признаков и отношений, развитию умения ориентироваться на плоскости, устанавливать взаимосвязи между объектом, словом и предметом реальной действительности, приведению сформированных представлений в систему.

В процессе проведенного исследования нами сформулированы рекомендации для педагогов по работе с детьми.

В процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста следует:

1.Создавать условия для накопления детьми разнообразного опыта различения пространственныx пpизнаков и oтношений на основе чувственного восприятия в процессе использования дидактических игр и упражнений.

2.Особое внимание обращать на освоение пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.

3.Необходимо обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Для этого следует использовать упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных.

4.Важно научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу». Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.