Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города посредством познавательной деятельности.

Тема опыта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города посредством познавательной деятельности»

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Путь в детский сад многих детей переходит через проезжую часть. Дошкольники под присмотром родителей переходят дорогу, но в дальнейшем, они должны будут делать это самостоятельно. Поэтому необходимо научить детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, где играют дети. Важно, чтобы дети знали правила и не подвергали жизнь опасности.

Педагогами было проведено анкетирование родителей по теме «Мы по улице идем». Результаты анкетирования показали, что 80% родителей не выполняют правила дорожного движения, тем самым показывая плохой пример своим детям. Педагоги пришли к выводу о необходимости обучения детей правилам поведения на дороге.

Актуальность опыта

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что – то

новое, непосредственность часто ставят детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах и дорогах. Согласно статистике ГИБДД, за 2009 год на территории Старооскольского округа

произошло 36 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 43 ребенка получили ранения различной степени. Причина в том, что многие родители относятся к соблюдению правил дорожного движения, перевозке детей в автомобиле безответственно.

Особую ответственность за формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах возлагается на воспитателей дошкольного учреждения, потому что именно в таком раннем, почти неосознанном возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.

Таким образом, в процессе работы над опытом были выявлены следующие противоречия:

- между знанием правил дорожного движения и пренебрежительным отношением к их соблюдению со стороны всех участников дорожного движения;

- между ответственностью родителей за жизнь детей и неправильными стереотипами поведения на дороге, преобладающие во взрослой среде;

- между изучением, пропагандой, профилактикой детского дорожно-дорожно транспортного травматизма и удручающей статистикой детского травматизма на дорогах.

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников.

Длительность работы над опытом

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2006 по 2009 г.г.

Работа над опытом проходила поэтапно:

1 этап (2006-2007) – аналитико – диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2 этап (2007-2008) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по изучению правил дорожного движения, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап (2008-2009) – аналитико – обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает занятия, кружковую, индивидуальную работу, работу с родителями, окружающим социумом, использование режимных моментов в обучении детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством познавательной деятельности.

Теоретическая база опыта.

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Все комплексные программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде. В комплексной программе «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик), реализуемой в дошкольном учреждении недостаточно полно освещен раздел «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», поэтому педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний.

Серьезный шаг в разработке нормативных документов – появление в 1997 году программы и учебно – методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.

Программа успешно реализуется в детских видах познавательной деятельности: игра, продуктивная деятельность, речевое развитие, физкультурно-оздоровительное и др.

Система представления детей о безопасном поведении на улицах и дорогах обеспечат занятия, экскурсии.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н. делят их на: опасности дома;

- опасности в природе;

- опасности на улице и дороге;

- опасности контактов с незнакомыми людьми.

Таким образом, где бы не находился человек, всегда рядом с ним существуют опасности.

Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения детей правил дорожного движения позволил выделить основные факторы, оптимизирующий данный процесс (С. Г. Якобсон, И. Н. Бронников, О. М.

Дьяченко и др.). К ним относятся: активная позиция ребенка, процесс

идентификации со взрослым, транслирующим норму поведения ребенка, эмоциональная включенность ребенка в деятельность.

При рассмотрении основных подходов к проблеме формирования навыков безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;

- формирование представлений о последствиях нарушения правил;

- включение в активную познавательную деятельность.

В дошкольном возрасте игра является главным видом деятельности детей (Л. С. Выготский). Возможность обучать детей посредством познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания (А. И. Сорокина). Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

Использование художественной литературы, по мнению ученых (Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др.), может помочь осознанию полученных представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Новизна опыта

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Технология опыта

Основной целью педагогического опыта является формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города посредством познавательной деятельности.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи:

- обучение дошкольников первоначальным знаниям о правилах безопасного поведения на улице и дороге через познавательную деятельность;

- формирование у детей бдительного восприятия окружающей обстановки;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Работа с детьми строилась на основе комплексной диагностики, включающей определение уровня знаний детей о правилах дорожного движения.

Для выявления знаний о правилах перехода через проезжую часть использовалась беседа по сюжетной картине с проблемной ситуацией на дороге.

Знания детей о дорожных знаках проверялись с помощью методики «Исключи лишнее» (рекомендовано Т. Г. Хромцовой).

Критериями оценки знаний стали следующие показатели:

- объем и полнота знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах;

- точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Диагностика уровня знаний дошкольников в 2006 учебном году выявила, что лишь у 20% детей высокий уровень знаний, у 25% – средний уровень знаний. Поэтому педагоги пришли к выводу, что с детьми необходимо изучать правила дорожного движения с раннего возраста.

Педагогами был составлен перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения.

Работа с детьми

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице педагоги проводили в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят. Такая работа требовала от воспитателей четкого отбора необходимого наглядного игрового материала

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатели давали представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), наблюдения на экскурсиях, беседы («Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается», «О правилах дорожного движения»), разучивание стихотворений («Милиционер» А. Дмоховский, «Светофор» С. Михалков), чтение рассказов («Автомобиль» Н. Носов, «Заборчик вдоль тротуара» Л. Гальперштейн).

На занятиях по развитию элементарных математических представлений педагоги давали понятие «левая, правая сторона», то есть ориентировали в окружающем пространстве; привлекали детей к составлению планов, схем участка, дороги (например, «В гости к Смешарику»)

На занятиях по изобразительной деятельности педагоги учили рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей (например, «Улица города», «На нашей улице»).

На занятиях по трудовому воспитанию дети вместе с воспитателями изготавливали атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов и др. атрибутика) (например, «Эти дорожные знаки»).

На занятиях по конструированию педагоги формировали у детей интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружал различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учил планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомили с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учили создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу (например, «Светофор», «В два ряда стоят дома»).

На физкультурных занятиях педагоги продолжали развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учили детей ездить на велосипеде по прямой, змейкой, тормозить.

На музыкальных занятиях дети принимали активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Педагоги организовывали встречи с инспектором ГИБДД, который знакомил детей с правилами поведения на дороге, рассказывал как нельзя себя вести, чтобы не случилось беды (например, встреча детей старшей группы с инспектором ГИБДД «Переходим через улицу»).

Педагогами в группе созданы уголки безопасности дорожного движения, так как знания детей будут эффективными, если теория связана с практикой. Педагоги знакомили детей с такими понятиями как «многополосное движение», «островок безопасности» и др. Воспитателями, совместно с детьми, изготовлен макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет, педагоги знакомили детей с такими темами как: «Дорожные знаки», «Светофор», «Транспорт» и др. Воспитателями подобраны дидактические игры (например, «Улица, на которой расположен детский сад», «Автоинспектор и водители», «Пешеходы и водители»), настольные игры (например, «Крутые гонки», «Законы улиц и дорог», «Правила дорожного движения») по изучению детьми правил дорожного движения. Для детей воспитатели организовывали сюжетно-ролевые игры, где дошкольники на практике показывали свои знания (например, «Автобус», «Дорога», «Милиционер – регулировщик» и др.).

Дети вместе с педагогами изготавливали наглядные пособия к сюжетно – ролевым играм.

При обучении детей правилам дорожного движения педагоги использовали игры и упражнения, логически связанные с темой занятий и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз воспитатели использовали на занятиях игру «Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. Также тренируется внимание и способность детей длительно удержать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости использовалась физкультминутка «Мы – водители».

Работа с родителями

Педагогами было проведено анкетирование родителей по теме «Мы по улице идем». Результаты анкетирования показали, что 80% родителей не выполняют правила дорожного движения, тем самым показывая плохой пример своим детям. Педагоги пришли к выводу о необходимости обучения детей правилам поведения на дороге.

Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

В ходе совместной деятельности воспитатели знакомили родителей с работой, которую проводили в группе (показ открытых занятий, развлечений, досугов), рассказывали об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях (например, «Экскурсия к перекрестку», «Экскурсия в центр села», «Экскурсия к остановке пассажирского транспорта»). Через наглядную агитацию, родительские собрания (например, «Безопасность детей на улицах города», «Учим с детьми»), консультации (например, «Ваш ребенок ходит в детский сад», «Научись сам и научи ребенка»). Спортивные праздники, совместно с инструктором по физической культуре (например, «Приключения в стране «Светофория», «Путешествие по городу дорожных знаков»), конкурсы (например, «Правила дорожного движения»). Необходимо привлекать родителей к проблеме безопасности дорожного движения, указывать ее значимость,

чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения на улице,

дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Привычка правильно ходить по улице стала у детей нормой поведения.

На последнем этапе работы над педагогическим опытом была проведена итоговая диагностика, показавшая большой скачок по разделу «Обучение детей правилам дорожного движения», высокий уровень знаний составил 60%, средний уровень знаний составил 30%.

Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная в младшей группе, дала определенный результат. Большое число детей старшей группы имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках.

Результативность опыта

Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проведенная в течение трех лет, дала определенный результат. Начальная диагностика («Исключи лишнее» Т. Г. Хромцовой) и итоговое обследование детей, показало:

Год

Группы

Критерии

Сред

ний

балл

Уровень знаний детей о правилах перехода через улицу

Уровень знаний детей о предписывающих и запрещающих знаках

Уровень знаний детей о предупреждающих и запрещающих знаках

Низ.

Сред

Выс.

Низ.

Сред.

Выс.

Низ.

Сред.

Выс.

2006

2009

Младшая

(3-4 года)

Старшая

10

2

7

6

3

12

9

2

8

6

3

12

9

1

8

5

3

14

5,2

9,1

(5-6 лет)

Как видно из таблицы, более половины детей показали высокий уровень знаний о том, где и как можно безопасно переходить улицу. При этом доказывали, что действовать надо именно так, а не иначе, называли все возможные способы перехода через дорогу: по «зебре», по сигналу светофора, через подземный и надземный переходы. Примерно треть ребят знают о сигналах светофора, но других вариантов перехода через дорогу не называли, а 10% детей неверно отвечали на вопросы, не смогли объяснить, в чем ошибся мальчик, нарисованные на картинке.

Большинство детей правильно выбрали запрещающий знак, объяснили, что он обозначает. 10% детей неверно выбрали знак.

70% детей правильно объяснили, что лишний запрещающий знак «движение на велосипеде запрещено», 25% детей отвечали, ориентируясь на форму знака или его цвет, не называя, что это запрещающий знак. 5% детей не пытались объяснить.

Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная в младшей группе, дала определенный результат. Большое число детей старшей группы имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках.

В конце работы над педагогическим опытом воспитатели провели открытое занятие «Волшебный семицветик», где дети показали знания, полученные в ходе работы.

Дети научились: адекватно вести себя в опасных ситуациях;

действовать по сигналу светофора;

различать и называть дорожные знаки;

правильно вести себя на дорогах и в автотранспорте;

дети знают, где и как переходить проезжую часть дороги.

Планомерная и систематическая работа взрослых с детьми, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, внедряться в различные виды познавательной деятельности детей, а не время от времени.

Библиографический список:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.

2. Вдовиченко А. А. Ребенок на улице. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010.

3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010.

4. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, С. Г. Комаровой. – М.: Просвещение, 2006.

7. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду /Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1996.

8. Романова Е. А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

9. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

10. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

11. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество Россия, 2005.