Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания дошкольников. Первоначальные представления о величине ребенок получает уже в первые месяцы после рождения .Он берет разные по размеру игрушки,ощупывает их , действует с ними, малыш учится смотреть и оценивать. Механизм восприятия у него складывается постепенно.

Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Определение величины возможно только на основе сравнения, так как это- основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к понятиям : больше, меньше ,равно ,длина ,ширина ,высота, объем и др.

Величина также характеризуется изменчивостью .Например, изменение длины данного стола изменяет его размер ,но не меняет его содержания и качества стол остается столом.

Третье свойство величины- относительность. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший ,в зависимости от того ,с каким по размеру предметом он сравнивается.

Во 2 младшей группе необходимо формировать представление об основных параметрах протяженности – длине ,ширине ,высоте. .Изучение этих величин происходит в процессе рассматривания контрастных предметов: длинного и короткого ,высокого и .низкого, широкого и узкого .

Пользоваться приемами наложения и приложения, обозначать результат словами «Красная лента длиннее, чем синяя ,а синяя лента короче чем красная лента .»

«Дерево выше, чем цветок, а цветок ниже ,чем дерево.»

Изучение величин обычно с рассмотрения длины ,затем проводится работа по формированию представлений о высоте и ширине. Активность дошкольников повысится ,если использовать дидактические игры.

«Подбери куклам ленточки»( большая и маленькая кукла, дарим им длинную и короткую ленту.)

«Какая дощечка нужна для мостика ?» (широкая или узкая).

«Кто выше?»(2 куклы поставить спиной друг к другу, провести рукой вдоль туловища каждой куклы ,узнать какая кукла высокая ,а какая низкая)

«Найди такое же колечко»(перемешать колечки ,разложить по порядку от самого маленького до самого большого ,затем найти 2 одинаковых колечка путем наложения друг на друга.)

«Какой ручеек шире (уже)?»

«Сравни длину ушей у зайца и волка».

«Сравни длину хвостов у лисы и медведя».

«Чей стул выше ?»

«Найди елочку такой же высоты.»

«Посади мишек на скамейку»( на длинную много мишек ,на короткую одного.)

В средней группе количество сравниваемых предметов увеличивается ,а контрастность предметов уменьшается. (до 5 предметов.)

Задания требуют использования конструкций: самая длинная ,короче, еще короче, самая короткая или ,наоборот самая короткая длиннее ,еще длиннее.

Постепенно знания расширяются, дети учатся соизмерять предметы по двум признакам ,выделять в одном предмете длину и ширину , учатся сравнивать 2 предмета по толщине путем приложения или наложения друг к другу.»

«Строимся на зарядку»(в заячьей семье есть мама, папа, бабушка, дедушка ,и зайчонок ,они разного роста .Детям предлагается построить их на зарядку по росту от самого высокого до самого низкого и наоборот.)

«Блоки Дьенеша »(сравнивают фигуры по толщине).

«Составь лесенку»(из цветных полосок ,отличающихся по длине и ширине построить лесенку от самой короткой до самой длинной или от самой узкой до самой широкой ,до 5 предметов)

«Построить елочку ,пирамидку , башенку» (из геометрических фигур разной величины , сравнить построенное ,рассказать о размере фигур.)

«Найди пару»(детям предлагаются предметы разные по длине ,ширине, высоте, толщине ,воспитатель предлагает найти пары среди них ,обозначить соответствующие признаки словами длинные ,узкие ,толстые и т.д .)

«Разложи палочки от самой толстой до самой тонкой ,от короткой до длинной».)

«Подбери к каждому дому крышу по величине»(у детей по 5 больших и маленьких квадратов ,у других по 5 больших и маленьких треугольников).

«Подбери ключики к замку».(закрепляются понятия о форме ,цвете и величине)

«Нарисуй длинную широкую дорожку и длинную узкую дорожку».

«Выберите из коробки все длинные карандаши»

«Определите на глаз и выберите одинаковые по высоте предметы».

В старшей группе сравнение предметов по длине ,ширине ,и высоте или толщине проводится так же, как в средней группе .Задания усложняются количество предметов для сравнения увеличивается ,а контрастность между ними снижается .К концу года дети выполняют задания по сериации 10 предметов.

Особое внимание педагог уделяет установлению детьми транзитивности отношений: »Елочка выше березки ,но ниже сосны».

Сравнивать 2 предмета по величине с помощью условной меры ,равной одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер

,умение находить в специальной обстановке предметы нужного размера.

«Нарисуйте желтую дорожку длиннее серой».

«Достройте у домика еще 2 этажа. Каким стал домик?».

«Блоки Дьенеша».(используя схемы-карточки)

«Как поставить высокие цветы в низкую вазу? Что нужно для этого сделать?»

«Отрежьте нитки ,короткую и длинную».

«Поручение»( педагог дает детям поручение принести 1 широкую и 2 узких дощечки и т.д).

«Найди предмет длиннее ( короче, шире ,уже)».

«Палочки Кюзинера».( Назови палочки ,которые короче синей, но длиннее черной.)

«Я спрятала палочку длиннее желтой ,назови мне ее».

«Подбери книги от самой толстой до самой тонкой».

«Кто скорее найдет предмет такой же ширины ,толщины»(использовать полоску –мерку).

«Скажи наоборот»(воспитатель спрашивает ,а дети отвечают ручеек узкий ,а река широкая. Ветка тонкая ,а дерево толстое и т.д.)

«Въезжай в ворота»(закреплять умение определять высоту и ширину предметов ).

В подготовительной группе дидактические игры усложняются, дети учатся измерять длину предметов., используя мерки-полоски, линейку .Перед детьми ставится задача : определить ,можно ли поставить стол к стене между двумя шкафами.

Затем следует знакомить детей с общепринятыми единицами измерения .(метр ,сантиметр)

Большое значение имеет измерение объема. Необходимо объяснить ,что измерить можно не только длину ,ширину, высоту, но и вместимость сосудов. Педагог использует условную мерку- стакан ,чашку. Для этого используется вода, крупа .Важно ,чтобы дети соблюдали правила измерения.

Наиболее удобная форма работы – в паре .Один выполняет другой проверяет, исправляет ошибки.

Продолжается работа по развитию глазомера.Величина определяется на глаз и сопоставляется с величиной известных предметов (толщиной с палец, тонкая как нитка и т.д) Организуется работа,направленная на развитие чувства веса. Дети учатся обозначать результаты словами «тяжелый и легкий»,»тяжелее и легче».

Проводится сравнение одинаковых по форме и величине предметов, но разных по тяжести .Для точного определения используются весы

«Найдите в группе предметы или вещи легче, чем книга».