П Р О Е К Т

«Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме в проектной деятельности».

Руководитель: Турчанова Н. М. Садыкова Э. Р.

Цель: Познакомить детей с внутренними органами и внутренними системами человека. Дать представления о появлении ребенка на свет. Закрепить знания по сохранению и укреплению здоровья. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием, спортом и правильно питаться, т.е. заботиться о своем здоровье.

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

ЗАДАЧИ

1.Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о человеческом организме.

2. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

3.Воспитывать любовь к здоровому и правильному образу жизни.

4.Развивать представления о строении человеческого организма и назначении внутренних органов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.Рассматривание рисунков, фотографий на анатомическую тему.

2Оформление фотовыставки на тему «Как я появился на свет».

3. Подготовка и оформление книжной выставки на тему «Человек».

4.Знакомство с литературными произведениями: А.Барто «Я расту», «Мы с Тамарой санитары», С.Михалков «Прививка», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп», отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливание, лечение людей.

5.Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики.

ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

1. М.А. Васильева, В.В Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду.

2. С.Ю. Анатомия человека. (Серия «Узнай себя»).

3. Использование материала и Интернет сайтов.

4. Энциклопедия «Человек».

5.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.

6.Козлова С.А. «Я – Человек».

7.Журавлевв В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников».

8.Сигимова М.Н. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников».

«Где прячется здоровье?»

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Кому бы вы хотели пожелать здоровья? Ответы детей.

-А как это сделать без слов, при помощи рук?

Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)

Дети встают в круг и поочерёдно припевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают мячик: «Здравствуй, Серёжа!» и т.д.

-Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым?

Здоровье человека зависит от его образа жизни. Если человек занимается спортом, делает зарядку, закаляется, старается правильно питаться, употребляет в пищу полезные продукты, много времени проводит на свежем воздухе, гуляет в любую погоду, то он конечно же будет здоров?

- Что такое заливание и для чего человеку нужно закаляться?

- Закаляться нужно для того, чтобы наш организм привык и к холоду, и к жаре и ни в том, ни в другом случае не поддавался болезни. Закаливаясь, нужно соблюдать следующие правила:

-Закаляться нужно постепенно.

-Нельзя начинать закаливание во время болезни.

-Начал закаливание – не бросай и не делай перерывов.

-Используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду.

Закаливай себя – изнеженный лишь тлеет,

Здоровый человек и старый не болеет.

Смолоду закалишься,

На весь век сгодишься.

У закаленного человека все тело так же привычно к холоду и жаре, как наше лицо, которое мы не «одеваем» ни в жару, ни в холод.

-Как же этого достичь? Что нужно делать, чтобы быть закаленным?

-Нужно не кутаться, а носить одежду по погоде, больше двигаться, заниматься спортом, умываться холодной водой, полоскать рот и горло холодной кипяченой водой. Тогда никакая ангина человека не одолеет.

Ребята, а как вы считаете, здоровый человек сильный или слабый?

-Каких людей вы считаете сильными? А твой папа сильный? А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.)

-Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы. А что нужно делать, чтобы мышцы были сильными? Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (выбегайте, вставайте в круг).

Кто зарядкой занимается,

Тот здоровья набирается!

Дети выполняют комплекс ритмической гимнастики по показу воспитателя под весёлую мелодию.

- Добавилось силы у вас после зарядки?

- Какие мышцы стали у тебя?

-Ребята, почему человек должен быть сильным? Сила укрепляет здоровье человека!

-В магазинах продают много разных продуктов, если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.

Игра «Садовники здоровья»

Я предлагаю вам стать садовниками и вырастить чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

Ребята, какие вы знаете правила по приему пищи? Давайте их вспомним.

-ешьте 4 раза в день и никогда не перекусывайте;

- ешьте медленно, маленькими кусочками;

-пережевывайте пищу как можно тщательней;

-при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь или выпей стакан молока.

-ограничьте потребление соленых, жареных и острых блюд.

Ты запомним навсегда,

для здоровья нам нужна витаминная еда.

Итак, мы можем с уверенностью сказать, что для нашего здоровья очень важно еще и правильно питаться.

Ребята, здоровье есть и во мне, и в тебе в каждом из нас и мы с вами просто обязаны его сберечь. Даже в народе говорят: «Здоровому все здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать и отдыхать.

Дыхание

Ребята, послушайте стихотворение.

Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы, дышим он, и я, и ты.

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

( Мы слышим свое дыхание)

У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.

Что это за орган?

Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме)

Может ли человек прожить без дыхания?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

Хотите посмотреть какой объем легких у вас.

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.

(Дети выполняют задание)

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения? Давайте вспомним, какие упражнения на дыхание мы знаем.

Упражнения для развития дыхания:

1.Наклоны вперед и назад (по принципу маятника) – при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед – выдох;

2.Темповые наклоны вперед – вдох при каждом наклоне.

А откуда в воздухе появляется кислород? Правильно, ребята, воздух богатый кислородом – чистый воздух! Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение.

Ребята, а кто из вас знает, какой путь проделывает воздух, попадая в наш организм? Сначала воздух попадает в тоннель с двумя подъездами и коротким названием Нос, А какие это два подъезда в носу? Это две ноздри. Вместе с воздухом в нос попадают и пылинки, и микробы. Вы когда-нибудь видели, как кружатся пылинки, когда солнце освещает комнату? На этих пылинках, как на самолетиках, летят микробы и залетают прямо в нос. А в носу их вылавливают волосики, которые растут внутри ноздрей. Пылинки в них застревают, но не все. Часть их прорывается дальше, в розовую пещеру. По стенки этой пещеры вымазаны липучкой. Для чего, как вы думаете? Липучка приклеивает к себе пылинки и микробы. Там они и гибнут. Когда очень много микробов налипает на стенки носа, он смывает их с себя жидкой липучкой. У нас бывает насморк, из носа текут сопли.

-Зачем еще нужен человеку нос?

Он очищает воздух от пыли и микробов, согревает воздух, различает запахи.

-Куда идет воздух после того, как прошел через нос? Он проходит через перекресток в горле. Теперь воздух движется по воздушной трубе к легким. Внутри этой трубки – маленькие волоски. Они задерживают микробов и выталкивают их наружу.

Легкие похожи на сказочное виноградное дерево, только растет это дерево вершиной вниз, а корнями вверх. А трубка, по которой идет воздух – его ствол. Легкие при вдохе разжимаются и расширяются, а при вздохе сжимаются.

-Попробуйте сильно вдохнуть и выдохнуть.

-А что же помогает легким расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе? Это мышцы. Когда мышцы сожмут легкие, происходит выдох, а когда растянут – вдох. В этом легкие похожи на гармошку.

-Как вы думаете, какой воздух полезен человеку: чистый или загрязненный? Конечно, чистый. Чистым воздух бывает в лесу, где много деревьев. Они очищают воздух. А чем воздух загрязняется? Выхлопными газами от автомобилей, дымом от сигарет, отравляющими веществами. Значит, чем больше человек проводит времени на свежем воздухе, тем больше пользы для его здоровья.

КРОВЬ

Цель: познакомить детей с системой кровообращения, рассказать о роли кровяных телец, о кроветворных органах.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о необыкновенном чуде природы под названием «Человеческий организм». В нем есть свои удивительные «города»-органы (дети перечисляют их) с крошечными невидимыми «существами» под названием – клеточки, и здесь текут « волшебные реки»: Артерия и Вена.

Все мы знаем, что кровь красного цвета. Но на самом деле она не красная, а прозрачная. И плавают в ней миллиарды разноцветных кровяных шариков, как разноцветные кораблики. Больше всего красных. Поэтому и кровь кажется красной. Красные кровяные шарики – это торговые корабли. От порта под названием Сердце они отправляются в длительное плавание по реке Артерии. От этой широкой реки в разные стороны отходят реки поменьше, от них — речушки, ручейки. Так река Артерия пронизывает все тело до самых кончиков пальцев. А другая река, Вена, течет в обратную сторону, от мизинчиков-ручейков к порту Сердце. По дороге в нее вливаются ручейки, речушки, речки. Она становится все полноводнее и шире. По этим рекам течет кровь, В каком бы месте мы не поранились, оттуда обязательно покажется кровь.

Реки Артерия и Вена – это гладкие гибкие трубочки. Кровяные кораблики легко бегут по этим трубочкам-рекам. В стране Легкие они загружаются ценнейшим товаром – кислородом, без которого мы не можем жить. Торговля начинается в тонюсеньких кровяных ручейках. Стенки у таких трубочек-рек тонкие. Кислород, белки для строительства, углеводы для питания и обогрева легко переходят сквозь них с корабля в клетку. А клетка отдает кораблику шлаки: ненужный углекислый газ, вредные вещества, которые могут убить клетку. Загрузившись этими вредными товарами, наши корабли потемнели от натуги и стали темно-красными. Теперь они плывут вверх по реке Вене. По дороге они заходят в порт Почки и оставляют там вредные вещества, а потом плывут к страну Легкие. Там они меняют углекислый газ на кислород. Кислород они опять везут к клеточкам, а углекислый газ человек выдыхает.

Вот видите, дети, какие чудеса есть в природе! Оказывается, есть такие реки, которые текут вверх и вниз и несут «красную живую воду».

Кислород, который везут красные кровяные кораблики, нужен не только

человеку, но и микробам, которых много в организме человека, особенно больного или раненого. Они, как разбойники, набрасываются на торговые корабли, чтобы отобрать не только кислород, но и белки, жиры, углеводы и другие ценные вещества.

Чтобы такое разбойное нападение предотвратить, красные торговые корабли сопровождают корабли-защитники – белые и ремонтные корабли – фиолетовые. Белый кораблик подплывет вплотную к сотне микробов- пиратов, изогнется, как гусеница, захватит их и съест. Фиолетовые корабли, как пробки, закрывают собой ранки на нашем теле. Но при этом они погибают.

-Как вы думаете, что бы могло случиться с раненым человеком, если бы не было этих фиолетовых кровяных шариков? Через открытую ранку внутрь организма могли бы проникнуть микробы. Через эту же ранку могла бы вытечь вся кровь. Человек бы умер.

-Как помочь человеку, если он получил рану? Рана у человека может оказаться очень большой, а микробов целые полчища.

Тогда непременно нужно вызвать врача, а до его прихода промыть рану и забинтовать. Он зашьет рану и вольет человеку кровь другого человека.

Фабрики крови, т.е. селезенка и костный мозг, работают не только тогда, когда человек ранен или болен. Они работают постоянно, только не так быстро и интенсивно. Дело в том, что кровяные кораблики умирают не только в битве, но и от старости. Живут они мало: красные – 100 дней, белые – 3-5 дней.

Каждый человек знает, как важно беречь воду в наших реках, озерах, не загрязнять ее ядовитыми веществами. Иначе, что может произойти? ( Без воды все живое погибнет)

Как же мы с вами можем заботиться о «чистоте» нашей «живой воды» – крови?

Выслушиваются ответы детей.

Верно, нужно больше бывать на свежем воздухе, есть больше овощей и фруктов.

Мозг и органы чувств

Ход занятия.

Ребята, а вы знаете о том, что наше здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

- Хотите узнать что-нибудь о них?

-Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

-А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой “командир”?

(Педагог показывает детям слайд с изображением мозга.)

- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

-Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть – это кора мозга.

-На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с “извилистыми, спутанными морщинками – бороздками” коры головного мозга.)

- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

-У нашего “командира” – мозга есть память. Он может запоминать на долгие – долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

-Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

- Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

-Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

- Так зачем же человеку глаза?

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила

• Нельзя тереть глаза грязными руками.

• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

• Нельзя долго играть в компьютерные игры

• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз “Белка”

Белка дятла поджидала,- (Резко перемещать взгляд вправо – влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри -(Перемещать взгляд вверх – вниз)

Вот орехи: раз, два, три! –



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст