Все мы родом из детства

Антуан де Сент-Экзюпери

Введение

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. На протяжении дошкольного возраста идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличивается рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления в дошкольном детстве закладываются основы восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Именно эти составляющие входят в понятие «высшие психические функции».

В теории культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготский высказал идею о том, что психическое развитие человека – это процесс усвоения общечеловеческого (культурно-исторического) опыта, накопленного цивилизацией. Усвоение и познание этого опыта происходит в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать наглядное моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью внешних средств и наглядный материал усваивается лучше вербального. (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.).

Актуальность проблемы

Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – заложить «прочный фундамент» знаний и умений, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Цель применения наглядного моделирования – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти.

Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что:

во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Структура исследования

Тема исследования: Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования.

Цель исследования: изучить эффективность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи дошкольников.

Задачи исследования:

Изучить историю и современное состояние проблемы использования метода наглядного моделирования.

Определить диагностические методики, позволяющие определить уровень развития внимания, памяти и речи младшего дошкольника.

Разнообразить применением наглядного моделирования методы и приемы работы с дошкольниками.

Систематизировать и обобщить разработанный в ходе исследовательской деятельности наглядный материал для работы с дошкольниками по возрастам и видам образовательной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования высших психических функций в младшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: использование метода наглядного моделирования как вспомогательного средства при формировании высших психических функций у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Исходный факт и проблема: при переходе к школьному обучению дети испытывают определенные трудности, обусловленные недостаточной сформированностью внимания, памяти, мышления и речи, процессов, основы которых закладываются в дошкольном детстве

Ведущие концептуальные положения: еще Л.С. Выготский писал, что развитие ребенка идет не равномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития. Сензитивные периоды становления восприятия, памяти и речи выпадают на дошкольный возраст, следовательно

Если использовать метод наглядного моделирования для формирования высших психических функций дошкольника,

То можно облегчить переход дошкольников к системному обучению в школе и обеспечить успешное усвоение ими учебного материала начальной школы.

Методологическая основа исследования.

Высшие психические функции (далее – ВПФ) – одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л.С.Выготским и далее развитое А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным и другими отечественными психологами в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Л.С. Выготский отмечал, что отличительные особенности ВПФ – опосредовательность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются в течение жизни – в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие ВПФ происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов. Детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам. Развитие ребенка происходит благодаря усвоению исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития человека – обучение. Но последнее не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это разница между уровнем актуального развития и возможного развития ребенка благодаря содействию взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день» [2]. Применяя в работе с дошкольниками метод наглядного моделирования, мы как раз и создаем «зону ближайшего развития» ребенка.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещениями объектов в игре, в формировании природоведческих знаний, в процессе усвоения речи и т.д. Период дошкольного детства часто называют временем символизма, т.к. логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.

Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех разделах дошкольного воспитания.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак – орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.

История развития человечества – это история развития знака – чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо – условный образ названного слова). Дошкольники уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка – это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития ВПФ.

Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемодорожки и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

Констатирующий эксперимент

«В младшем дошкольном возрасте … дети переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия… Развиваются память и мышление. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов…» [6 стр. 74-75]

Диагностика уровня развития внимания, памяти и речи детей второй младшей группы, проведенная в начале учебного года показала, следующие результаты:

внимание: высокий уровень – 1 ребенок (9%), средний уровень 4 ребенка (33%) низкий 7 детей (58%);

память: высокий уровень – нет, средний уровень 7 детей (58%) низкий 5 детей (42%);

речевое развитие: высокий уровень – нет, средний 6 детей (50%), низкий – 6 детей (50%).

Движущая сила психического развития – обучение. Обучение должно «вести за собой» развитие, обучение представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка. Формирование внимания, памяти, мышления и речи – процесс, проходящий красной нитью через весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Я использовала метод наглядного моделирования в работе с дошкольниками, как в режимных моментах, так и в организованной деятельности.

Особое внимание применению метода наглядного моделирования я решила уделить в процессе занятий по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим и развитию речи, поскольку именно эти занятия несут наибольшую смысловую нагрузку.

Формирующий эксперимент

Ознакомление детей с природой.

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и природными явлениями, я использую различные схемы, опорные таблицы и т.д. Важно, чтобы дети научились подмечать и выделять основные свойства объекта или явления, а также объяснять те или иные закономерности природы. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое, как следует из работ А.Л. Венгера, позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.

Моделирование я рассматриваю как совместную деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Например, цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Во второй младшей группе мы с детьми работаем с наглядным моделированием при заполнении календаря погоды, для работы в уголке природы тоже имеются схемы, отражающие этапы ухода за комнатными растениями.

В младшем дошкольном возрасте дети не умеют видеть части предмета, анализ и синтез им еще не доступен, но формируя «зону ближайшего развития», я предлагаю детям простую схему обследования объекта:

название объекта;

его цвет;

величина;

части объекта;

Это универсальная схема элементарного обследования предмета. Позже, когда дети научатся обследовать объект по этой схеме, я добавляю вымышленный персонаж – Интересик. Его всегда интересует, на что похож тот или иной объект, или часть объекта. Например, на что похоже яблоко? Или глаза у птицы? Смысловая нагрузка Интересика – активизировать мышление детей, включать ассоциативную память, что в конечном итоге направлено на формирование ВПФ.

Постепенно модели усложняются, т.к. в них вносятся другие необходимые признаки предмета, которые (согласно возрасту) требуется выделить ребенку.

Например, в конце учебного года в младшей группе я с детьми составила схему описания животного:

название животного;

где живет животное (дом – домашнее, лес – дикое);

части тела животного;

чем питается животное.

Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого я провожу познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Например, изучая тему «Домашние и дикие животные», в конце второй младшей группы, я предложила детям ситуацию: Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому необходимо помочь Незнайке: выбрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее детям нужно было определить, чем же отличаются дикие и домашние животные. В нашем случае, дети сделали вывод, что дикие животные живут в лесу, а домашние – дома. Так на наглядных моделях ребенок учится мыслить, делать выводы на основе ранее полученных знаний и собственного опыта.

Развитие речи дошкольников.

«Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольника знаниями, умениями и навыками… Среди различных концепций развивающего обучения, базирующихся на теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, сегодня все большее понимание принимает подход, разработанный В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным и др. В трактовке этих психологов развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка..»[8 стр.25]. Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками построено на закономерностях развития младшего дошкольника.

Особую значимость наглядное моделирование приобретает при формировании речи дошкольника. Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления. Во второй младшей группе идет накопление словарного запаса детей и проводится большая работа по формированию навыка пересказа небольших текстов и стихов. Овладевая этими навыками, ребенок тренирует свою память, внимание, речь.

Рисунок 1

Рисунок 1

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Например, мнемотаблица к русской народной сказке «Курочка Ряба» – это схематичное изображение основных этапов сказки (Рисунок 1).

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы.

В младшем дошкольном возрасте я широко использую также опорные картинки. Они выполняют функцию мнемотаблицы с той разницей, что изображения не схематичные, как в мнемотаблице. Я использую мнемотаблицы и опорные картинки для пересказа сказок, заучивания стихов. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически, или выставляется набор опорных картинок. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, или опорную картинку, воспроизводит текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Лучше, когда мнемотаблицы рождаются на глазах у детей. Педагог при повторном чтении произведения рисует (или выставляет на наборное полотно готовые) картинки-подсказки, опираясь на которые, ребенок будет пересказывать сказку, или рассказывать стих. Если на занятии используется готовая мнемотаблица или опорные рисунки, то лучше их выставлять в порядке

Рисунок 2

Рисунок 2

очередности, а не предлагать детям всю мнемотаблицу сразу. Например, при заучивании стихотворения «Снегири» (Рисунок 2) предложила детям опорные картинки, в которых заключены ключевые слова и фразы, их лучше выставлять по очереди. Я предложила детям воспроизвести стихотворение без опоры на наглядность и дети не справились с заданием, а когда, читая стихотворение, я выставляла опорные картинки, 5 детей (41%) рассказали стихотворение практически без запинок и без подсказки взрослого. Следовательно, опираясь на картинки ребенку легче запомнить и воспроизвести текст, это значит, что ребенок, используя наглядное моделирование, учится приемам работы с памятью.

При работе со сказкой я учу детей выделять самые главные события, последовательность изложения; учу детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помогаю анализировать текст и делить его на значимые части. Иными словами, используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Это подтверждают и данные диагностики, проведенной в конце учебного года:

внимание: высокий уровень вырос на 16% и составил 25% (3 ребенка), средний уровень показали на 8 детей, на 4 ребенка больше, он составил 67% низкий 1 ребенок (8%);

память: высокий уровень вырос на 25% 3детей (25%), средний уровень 9 детей (75%) низкий – нет; рост произошел за счет уменьшения низкого уровня.

речевое развитие: высокий уровень вырос на 16% – 2 ребенка (16%), средний вырос на 26%, он составил 9 детей (76%), низкий уменьшился на 42% – 1 ребенок (8%).

Итоги исследовательской деятельности

Таким образом, в ходе исследовательской деятельности:

был проведен анализ истории и современного состояния проблемы использования метода наглядного моделирования в практической работе с дошкольниками;

были подобраны и оформлены диагностические методики, позволяющие определить уровень развития ВПФ у дошкольников младшего дошкольного возраста (см. Приложение);

разработан, пополнен, систематизирован и обобщен оформленный в ходе исследовательской деятельности практический материал по применению наглядного моделирования в практической работе с младшими дошкольниками: разработаны и оформлены различные мнемотаблицы, алгоритмы, опорные картинки по различным видам деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на основании результатов данного педагогического исследования изучена эффективность использования метода наглядного моделирования при формировании высших психических функций: восприятия, памяти, мышления и речи дошкольников. Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в практической работе с детьми и для создания развивающей среды в ДОУ.

Понятийная матрица

1

Актуальный уровень развития – тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).

2

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, образе, событии т т.д.)

3

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающие при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире

4

Высшие психические функции (ВПФ) – сложные, пожизненно формирующиеся системные процессы, социальные по своему происхождению

5

Зона ближайшего развития – те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.

6

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

7

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности

8

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

9

Психическое развитие – формирование внутренних умственных действий.

10

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

11

Сензитивный период – наиболее благоприятный период для формирования психических функций.

Литература:

1

Выготский Л.С. Лекции по психологии // Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

2

Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка – // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

3

Выготский Л.С. Мышление и речь // Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

4

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // http://development2005.narod.ru/pervoist/vygot2art.htm

5

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования – М., 2003г.

6

Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

7

Психология. Словарь /под общей ред. Петровского А.В., Ярошевкого М.Г.

8

Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников – М., 2007

9

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе – М.,2002