ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Здоровье определяется не только хорошим физическим состоянием. Если человек совершает действия приносящие вред окружающим, общество не может назвать его здоровым. В настоящее время наблюдается дефицит нравственности. Проблема формирования нравственных качеств должна решаться с самого раннего возраста и основной акцент необходимо делать на воспитание общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития ребенка. У детей формируются нормы поведения, направленность личности, закладывается характер.

Психологи подчеркивают значение для формирования нравственных чувств ребенка его практического нравственного опыта, приобретаемого в деятельности и в непосредственном общении с другими людьми.

Особое внимание я уделяю формированию на основе нравственных чувств этической нормы справедливости у дошкольников. Работу провожу в комбинации традиционных и нетрадиционных форм обучения. Использую в работе идеи Д.В. Антонова, который рассматривал чувства как результат обобщения нравственного опыта ребенка. Когда дошкольник, исходя из своего личного нравственного опыта, оценивает поступки, улавливая только их непосредственное значение для окружающих. Также руководствуюсь рекомендациями П.М. Якобсона и Б. Перэ по умению детей анализировать поступки сверстников. При формировании этической нормы справедливости опираюсь на опыт Т.А. Кондратович, которая рассматривала влияние эмоционально-выразительных иллюстраций на понимание детьми нравственного смысла поступков героев художественных произведений в установлении правильного эмоционального отношения к героям.

Кроме традиционных форм работы с детьми при формировании этической нормы справедливости я предлагаю использовать и нестандартные формы: проблемотерапия, опосредованная и психоэмоциональная оценки действий, цветотерапия, опорные схемы.

Удачным является прием оценки поступков детей через персонажа. В группе появляется двусторонняя кукла по имени Злодобрейка. Одна сторона которой имеет доброе выражение лица и хвалит детей, совершающих добрые, справедливые поступки. А другая сторона куклы имеет осуждающее выражение лица. Этой стороной кукла поворачивается к детям, если в группе случаются несправедливые поступки. Через персонажа, но психологически самостоятельно, я побуждаю детей оценивать свои нравственные поступки.

При описании детьми картинок, изображающих положительные или отрицательные действия, использую опорные схемы. Сначала предлагаю разработанную схему описания, а затем, совместно с ребятами мы составляем на ее основе схему, близкую им. Реализуется деятельностный подход.

Большой интерес вызывает у детей появление в группе дерева честных поступков. В конце дня, дети, совершившие честные, справедливые поступки могут прикрепить к дереву цветок. Насколько сильно «зацвело» дерево, делаем вывод о том, сколько справедливых поступков было совершено в группе за день.

Результативно используется в решении проблемы такая форма работы, как создание в группе экрана добрых дел. Ребенок делает самооценку своего справедливого и несправедливого поведения в различных видах деятельности в течение дня.

В работе с родителями я предлагаю использовать такой прием, как создание в раздевалке копилки справедливости. Если ребенок за день совершает справедливый поступок, то на его шкафчике появляется солнышко. Если же поступок несправедливый – тучка. Каждый родитель имеет возможность увидеть результат нравственных поступков своего ребенка.

Мною разработано перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный перспективный план рекомендуется для старшей группы детского сада.

Месяц

Содержание работы

Формы

работы

Работа с

родителями

Сентябрь

1неделя

О честности и справедливости по рассказу Н.Носова «Карасик»

беседа

2 неделя

Наблюдение за кроликом

занятие

Месяц

Содержание работы

Формы

работы

Работа с

родителями

3 неделя

Коллективная работа аппликация на тему: «Листопад»

занятие

4 неделя

«Ласковое имя»

минутка вежливости

Октябрь

1 неделя

«Золотая осень»

Экскурсия-прогулка в парк

2 неделя

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

занятие

3 неделя

гостиная для родителей

4 неделя

«Поможем малышам постирать одежду кукол»

коллективный труд

Ноябрь

1 неделя

О скромности по рассказу В. Катаева «Грибы»

беседа

2 неделя

Рисование на тему: «Не обижайте котенка»

занятие

3 неделя

«Рыболовецкое судно»

Сюжетно-ролевая игра

4 неделя

«Путешествие в заповедник»

занятие

Декабрь

1 неделя

«Птицы – наши маленькие друзья»

беседа

2 неделя

«Щедрость и жадность»

занятие

3 неделя

«Уважаемый Крот! Господин Еж! Сударыня Белочка!»

минутка вежливости

4 неделя

«Зимовье в лесу»

занятие

Январь

1 неделя

«Воспитание нравственности»

этическая беседа

2 неделя

«Наблюдение за волнистым попугаем»

занятие

3 неделя

посиделки для родителей и детей

«Веселье и труд рядом живут»

4 неделя

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

занятие

Февраль

1 неделя

«Спасатели»

сюжетно-ролевая

игра

Месяц

Содержание работы

Формы

работы

Работа с

родителями

2 неделя

Аппликация на тему: «Скворечник»

Занятие

3 неделя

«Доброе слово и кошке приятно»

развлечение

4 неделя

«Что такое хорошо и что такое плохо»

беседа

Март

1 неделя

консультация

«У истоков морали»

2 неделя

«Красная книга природы»

занятие

4 неделя

«Жизнь животных в весеннем лесу»

беседа

Апрель

1 неделя

Легко ли быть справедливым?

занятие

2 неделя

«Не мешайте мне трудиться» (посев моркови)

труд на огороде

3 неделя

посиделки для родителей и детей

«Семейный альбом»

4 неделя

«Деревья как люди»

занятие

Май

1 неделя

«Пруд и его обитатели»

экскурсия

2 неделя

Показ кукольного театра «Добрая сказка»

развлечение

3 неделя

«Клуб путешественников»

сюжетно-ролевая игра

4 неделя

«Как бы ты поступил?»

решение логических задач