Успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним.

В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Прежде всего, следует изучить условия жизни каждого ребенка, выявить индивидуальные особенности его окружения, занятий и интересов родителей, их отношение к развитию музыкальных интересов и способностей у малыша. И только после этого можно намечать конкретные пути, своеобразную программу воспитания в каждой семье.

Наша работа в этом направлении показывает, что для организации плодотворной связи сад — семья необходимо четкое, целенаправленное руководство. И осуществлять такое руководство, призваны, в первую очередь, музыкальные руководители, при активной помощи воспитателя.

Музыкальным руководителям целесообразно применять в своей работе с родителями следующие формы работы:

1.Открытые музыкальные занятия.

Разнообразные дни открытых дверей, экскурсия по д/саду (с просмотром музыкальных зон, оборудования музыкального зала) просмотр музыкальных занятий, проведение досугов. На открытых музыкальных занятиях можно предложить родителям стать участниками детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую им песню, или спеть свою любимую песню.

Мы в ноябре, в рамках недели открытых дверей, проводили День матери – «Вместе с мамой целый час».

Основной целью этого мероприятия было укрепление семьи, развитие более близких и тёплых отношений между мамами и детьми. Помочь сблизиться родителям, детям и педагогам. Мамы принимали участие в разных конкурсах:

«Конкурс театральных импровизаций», где изображали себя в различных ролях зверей;

«Песенное творчество» – мамы пели колыбельные своим детям на предложенный текст

Дефиле в русских народных костюмах

Интеллектуальный конкурс – мамы разгадывали ребусы из знакомых сказок;

Спортивный конкурс – мамы соревновались с командой детей – и др.

В конце праздника и мамы и дети были награждены сладкими призами, и памятными подарками. Завершением дня открытых дверей стало совместное чаепитие, где мамы в неформальной обстановке обменивались своими впечатлениями об участии в конкурсах.

2.Консультации

Используются для оказания помощи в организации музыкального воспитания ребенка дома. Проводятся как в устной форме, с лично обратившимися родителями, так и в виде печатных материалов в группе, на специальном стенде. Темы могут быть разными, в зависимости от потребностей родителей.

Я в этом учебном году выбрала следующую тематику: «Музыка в семье дошкольника», «Как определить уровень музыкальных способностей вашего ребенка», «Приемы развития певческого голоса» и т.д. Все консультации были индивидуальными.

3.Родительские собрания.

В начале каждого учебного года я участвую в установочном собрании: даю информацию о музыкальном воспитании и развитии в ДОУ, программах-технологиях, использующихся, конкретно в музыкальной деятельности, планах на предстоящий год. Обсуждаем организационные вопросы, например, связанные с подготовкой к празднику, приобретению костюмов, подарков, обговариваем помощь в оформлении к утреннику, организации совместного посещения музыкального спектакля, кукольного театра, циркового представления и т.д.

4.Участие родителей в проведении праздничных утренников и развлечений.

Всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Я вместе воспитателями и родителями обсуждала план проведения праздников, и развлечений, приглашаю на репетиции, поручаю исполнять определенные роли или подготовить кукольный спектакль, сшить костюмы и т.д. Мы им поручали имитировать звук капелек дождя на колокольчиках, грома, маленькими зеркальцами изображать «блеск сокровищ», подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и многое другое.

Родители, могут поддерживать своих детей во время праздников с помощью «улыбок», «веселых сердечек» из бумаги или картона, серпантина, конфетти, надувных язычков и т.п.

5.Анкетирование

Стали использовать при составлении планов на новый учебный год анкетирование, где родители отмечали, какие вопросы музыкального воспитания их интересуют, о чём бы они хотели узнать в области музыкального развития детей. Например «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» «Музыкальное воспитание в ДОУ – плюсы и минусы?» и т.д.

Пример вопросов анкеты для родителей:

1. Как Вы оцениваете выбранную форму праздника – театрализованное представление?

2. Как вы оцениваете организацию праздника.

2.1 Исполнительское мастерство музыкального руководителя.

2.2 Качество фонограммы.

2.3 Качество используемого материала.

2.4 Качество оформление интерьера.

2.5 Качество эстетики костюмов.

2.6 Качество эстетики дополнительной атрибутики.

3. Каковы Ваши предложения и пожелания по организации праздника?

4. Оцените роль музыкального руководителя на празднике.

5. Оцените роль воспитателя на празднике и в период его подготовки.

6. Какую оценку Вы даете уровню исполнительского мастерства ребенка, его творческой активности, сценическому творчеству?

7. Как Вы считаете, какие изменения произошли в эстетическом развитии Вашего ребенка со времени предыдущего праздника? Чему он научился?

8. Как Вы считаете, были созданы условия для творческого проявления ребенка?

9. Ваше отношение к созданию творческого объединения детей и взрослых. Было ли такое объединение? В чем вы видите его ценность?

10. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к музыкальной деятельности (слушанию музыки, пению, танцу, игре на детских музыкальных инструментах)?

11. Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?

12. Какая помощь педагогов детского сада Вам потребуется по проблеме музыкально-эстетического развития Вашего ребенка?

13. Как вы оцените свое участие в празднике?

6.Рекомендации для родителей.

Раз в месяц вывешиваем на стенд для родителей в группе разнообразные интересные материалы по музыкальному развитию детей, различные рекомендации об организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в семье, о самодельных шумовых инструментах и т.д.

7.Слушаем и творим.

Своеобразная домашняя мастерская. На музыкальных занятиях, мы слушаем с детьми различные произведения классического наследия. Затем детям предлагала дома рассказать об услышанной музыке родителям, обсудить её с ними и нарисовать то, что больше им запомнилось в услышанной музыке. Выполняя такие творческие задания с родителями, дети не только закрепляют навыки, полученные на занятиях, но и такая совместная деятельность улучшает климат в семье, вызывает у родителей интерес к жизни ребенка в ДОУ. Потом мы рассматриваем на занятиях эти работы, собираем их в книги и впоследствии устраиваем выставки. Выставки совместных работ родителей и детей – это одна из эффективных форм работы с родителями.

8.Использование социальных сетей (компьютерных ресурсов).

Используем компьютерные технологии для популяризации музыкального воспитания в семье. У многих сотрудников в нашем саду есть странички в различных социальных сетях. Там воспитатели организовывали группы, в которых общаются в неформальной обстановке со своими родителями. У меня есть в таких группах раздел музыкального воспитания, где я рассказываю о достижениях детей, о том, что не получается и над чем можно поработать в домашних условиях. Даю рекомендации по проведению дней рождений и семейных праздников, какую музыку предпочтительнее слушать детям данного возраста. Выкладываю много иллюстративного материала по разным темам. Например: «Дети и музыкальные инструменты», различные задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.

В новом учебном году предполагаю вводить следующие формы работы с родителями:

Домашний театр

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки, или изготовив кукол вместе с детьми (дерева, картона, ткани и т.п.)

«Дневник достижений »

Который может быть у каждого ребенка, посещающего группу, куда мы планируем помещать его фотографии, сделанные во время праздников, занятий, рисунки и т.д.

Почта

Размещение в группах специальных закрытых ящиков, в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе музыкального руководителя, музыкального воспитания в ДОУ, с целью их дальнейшего обсуждения.

«Родительский клуб»

Одним из современных направлений развития дошкольного образования является активизация работы с родителями и осуществление преемственности общественного дошкольного и семейного воспитания. Выбор такой формы работы, как родительский клуб, обеспечивает активное участие родителей как равноправных партнеров в педагогическом процессе.

Целью наших встреч будет активизация творческого потенциала родителей и детей в разных видах художественно-музыкальной деятельности.

«Гость группы»

Комплексное занятие с участием родителей для ознакомления с русскими национальными обычаями, обрядами, музыкальной культурой и т. д.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания. Главным результатом взаимодействия с родителями может стать создание полноценных, оптимальных условий для музыкального развития детей дома и в детском саду.