Консультация для родителей

«Характеристика потенциальных возможностей ребёнка на пороге школы».

Задачи по дошкольной ступени;

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

2. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения. В дошкольном возрасте очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя эмоционально благополучным.

3. Развитие инициативности, любознательности, развитие произвольности /умение сосредоточиться, заставить себя/, способности к самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Включение детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми разного возраста.

Психолого-педагогическая готовность детей к школе.

Физиологическая готовность – она определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья.

а/ уровень физического развития /вес, рост, окружность грудной клетки/

б/уровень биологического развития определяется по количеству прорезавшихся зубов/постоянных/. У мальчиков 6-10 зубов, у девочек 11 зубов.

в/ группа здоровья: 3 гр. – противопоказано идти в школу с б лет; Игр./ – не рекомендуется идти в гимназию.

Почему нельзя отдавать детей с 6 лет в школу.

1. С6 до 6,5лет идет бурный рост организма /в среднем на 10см/, и возрастает нагрузка на нейроэндокринную систему.

2. Удетей с 6 – 6,5лет идет процесс окостенения организма в 206 костях и, если в течение 40 минут ребёнок сидит, последствие – сколиозы и т.д.

Только после 6,5лет начинается усиленное формирование левого полушария головного мозга – оно отвечает за логику; и правого полушария – отвечает за образное мышление. Невелика устойчивость внимания у детей 6,5лет /7 – 10 мин./ Дети быстро утомляются на уроке. Личностная или социальная готовность – это готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленными ситуацией школьного обучения.

Критерием готовности является овладение социальной позицией школьника, утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника.

Захотел – осознал – сделал.

В чём проявляется несформированность личностной готовности?:

1. В непосредственности проявления чувств, намерений, поведения.

2. Не поднимает руку, чтобы ответить.

3. Работает только при непосредственном к нему обращении.

4. Нарушает дисциплину.

5. Преобладают игровые мотивы.

Совет родителям:

Поиграйте в «школу». Как в игре проявляется ребёнок? – Если берёт роль учителя или рисования, или физкультуры – не готов.

Если берёт роль ученика, выполняет сложные задания – то готов.

Психологическая готовность: Включает учебно-важные качества, которые оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. Такое качество, как мотив учения, в структуре стартовой готовности – это наиболее важное качество.

1. Мотив – это внутреннее побуждение к активности.

6 видов школьных мотивов: а/ социальный – понимание ребёнком важности обучения.

б/ учебно-познавательный – интерес к знаниям.

в/ оценочный – стремление получать похвалу.

г/ позиционный – связан с интересом к внешней атрибутике школьной и позицией школьника / «Я хочу, потому что там я большой, а в саду – маленький, мне купят пенал, портфель»/.

д/ внешний мотив -«Я пойду, потому что мама так сказала».

е/ игровой – «Познакомлюсь с новыми друзьями и буду играть с ними на перемене».

2. умениепровести зрительный анализ /пространственная ориентация: какие части у предмета/.

3. Способность принимать учебную задачу. Принятие учебной задачи означает, что задача воспитателя приобрела для ребёнка личностный смысл, стала его собственной задачей. Включает два момента: а/ ребёнок просто желает выполнить задачу, б/ понимание задачи / что и как, что должно получиться/.

Причины, вызывающие неприятие выполнения задания:

1. Острое протекание кризиса семи лет – стремление к самоутверждению.

2. Отсутствие опыта общения с чужими взрослыми. Непонимание роли учителя, как человека, который учит.

3. Доминирование игровых мотивов.

4. Негативное отношение к учению.

IV. Графические навыки.

Т.Н. Гризик – автор рабочей тетради – пособия для подготовки руки к школе «Маленький помощник».

V. Произвольность регуляции деятельности – способен произвольно управлять памятью, вниманием, удерживать себя от сиюминутных желаний.

VI. Вербальная механическая память /словесная/. ДОУ – мнемотехника, заучивание стихотворений.

VII. Вводные навыки: 1. Речевые знания и умения – звуковой анализ слова.

2. Умение правильно построить фразу.

3. Достаточный словарный запас.

4. Фонематический слух.

5. Правильное звукопроизношение.

6. Умение читать.

7. Навыки учебной работы. Правильная посадка за столом.

Совет родителям:

Ребёнок должен сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. Высота стола должна быть на 2 -Зсм выше локтя опущенной руки ребёнка в положении сидя.

Если ребёнок не достаёт до пола, то подставьте скамейку, чтобы ноги в тазобедренном и коленном суставах были согнуты под углом 90%. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом должно быть 3 – 5см /ребром проходит ладонь/. Голова немного наклонена вперёд и расстояние от глаз до стола 30 -35см.

8. Умениеслушать и выполнять задание.

9. Знание и выполнение правил поведения на занятии. Рекомендации по совершенствованию подготовки ребёнка к школе:

1. Воспитание интереса к школе: рассказы о школе, экскурсии в школу старших дошкольников. Ежедневная перспектива обучения: «Это пригодится в школе!». Игры в «школу». Дидактические игры: «Кто быстрее соберёт портфель?», «Нужные и ненужные предметы».

2. Развитие произвольности у детей психических процессов и деятельности. Произвольность развивается, если цель ребёнком осознана /использование персонажа, путешествие в сказку/.

3. Обеспечение успешности деятельности. /Помочь родителям, другу. Успех ребёнка важен для всех в семье, украшайте дом детскими работами/.

4. Развитие самооценки и самоконтроля.

- проверь себя.

- получилось ли?

- почему?

- как ты оценишь свою работу?

- привлекать к самооценке.

5. Индивидуальный подход к детям группы риска. Медлительных не торопить, не ругать. Леворуких не переучивать.