МБДОУ № 8 «Гнездышко»

Цикл занятий

по применению нетрадиционных методов работы в обучении пересказу сказок и разучивание стихов (составление схем).

Г.Т. Арсланова

г. Азнакаево 2011 г.

Занятие в подготовительной группе по развитию речи.

Тема: Составление рассказа «Мой сон», «Мне приснился сон».

Цель: Продолжать формировать у детей связную речь, умение начать свой рассказ, раскрыть его и закончить. Посредством схемы обучать детей последовательно излагать содержание.

Закрепить выразительность речи, логическое мышление, поощрять умение фантазировать.

Ход занятия:

-Сегодня, дети, мы будем и художником и писателем вместе. Будем учиться составлять свой рассказ и зарисовывать его на листке.

- Кто мне скажет, что Вам говорят перед сном («Приятного сна», «Спокойной ночи», «Тамле йокы-тамле тош»).

- А почему именно такие слова говорят перед сном? Что приятного можно увидеть во сне?

- Правильно, мы спим и всегда видим сны. Если день у нас прошел спокойно, гладко, интересно, то мы видим хорошие, добрые сны.

- А если Вы капризничали или вечером много резвились, то может присниться и дурной сон.

- Давайте, ребята, пофантазируем или же вспомним свой любой сон и расскажем друг другу (послушать 5-6 рассказов).

- Молодцы! Вы все правильно начали и закончили свои рассказы. Они были очень интересными и увлекательными. Кому чей сон понравился?

- А почему, ребята, во сне Рафик плакал?

-А сейчас возьмите свои полоски и все нарисуйте свой сон-рассказ.

2. Ставиться спокойная музыка и детям предлагается сесть удобнее, продумать и начать работу. Следует подойти к более несмелым детям и помочь им мысленно разделить на части и расположить рисунки на полоски.

3. Работа детей.

4. Подведение итогов.

-Я вижу, что все Вы справились. Теперь Вам будет удобно и просто рассказать о своем сне.

Прослушивание с детьми сны 7-8 человек. Оцениваем вместе с детьми, как они изложили свой рассказ.

-Дети, как Вам было удобней рассказывать с Вашими рисунками или без них? Почему? (Рассказываем, как по книге читаем, быстрее получается, интереснее).

- Молодцы, ребята! А на следующем занятии будем с Вами разучивать стихотворения по такой же схеме.

Предварительная работа: Составление в свободное время концовок любых рассказов «Почему так, а не так?», «Упала чашка…», «Если бы я был волшебником, взрослым, богачом…».

Составление альбома «Моя любимая сказка» (дети рисовали и рассказывали родителям – они записывали).

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Разучивание стихотворения «Весна».

Цель: Продолжать воспитывать у детей умение видеть слышать, восторгаться красотой в природе (как просыпается природа ото сна, изменения мы видим, чувствуем).

Закрепить у детей понятие четкости произношения, ясности в речи, умение менять тембр голоса, выразительно, не стесняясь читать стихотворение. Развивать память посредством схемы.

Предварительная работа: Составление и рассматривание альбомов о временах года. Экскурсии в лес, поле, парк, грачовник. Выставка рисунков:

«Весна – красна», «Зимушка хрустальная», «Осень спросим», «Как я вижу и слышу красоту весны».

- Дети, какое стихотворение я прочитала Вам на прошлом занятии при рассматривании альбома? (Весна).

-Какой поэт описывает весну (красная, теплая, веселая…) А почему? (просыпается все живое и неживое). (Тютчев).

Хотите выучить его? Я Вам его прочту, а Вы мне скажете, смогли ли Вы его запомнить?

-Я Вам сейчас покажу схему и буду медленно читать, а Рафаэль будет находить и показывать ту часть схемы, о котором я говорю.

1. Читаю, а дети смотрят на схему, где можно легко найти именно то, о чем говорится.

2. Теперь вызываю 2-х детей и предлагаю им помочь мне прочесть стихотворение.

3. Вызываю 1-го ребенка (более смелого, кто быстро запоминает, а остальным предлагаю помочь. Я показываю, а ребенок вспоминает и рассказывает сам). При таком методе 80% детей запоминают на первом же занятии. Впоследствии у детей будет развита зрительная память, что очень поможет им в школьном обучении.

- Молодцы, ребята! Эту схему я оставлю в раздевалке и каждый из Вас сегодня сможет рассказать стихотворение своим папам и мамам.