Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста(опыт работы)

Ручная умелость связана с речью , как высшей психической Функцией человека, и оказывает влияние на ее развитие. Для нормальной речевой деятельности необходима согласованная работа всего головного мозга и других отделов нервной системы. Кора больших полушарий головного мозга состоит ив лобной, теменной, височной и затылочной долей. В лобной доле расположены верхняя, средняя и нижняя лобная извилины . В нижней лобной извилине (сзади) находится центр Брока – моторный центр речи. На средней лобной извилине находится центр письменной речи, рядом проецируется корковая зона руки. В височной доле, в верхней височной извилине сходится сенсорный центр речи, центр Вернике. В ствол мозга входит : мост ствола мозга ,мозжечок ,продолговатый мозг и средний мозг. Эти образования в большей или меньшей степени участвуй в регуляции мышечного тонуса, в выполнениях ,требующих большой точности и плавности мелких движений пальцев рук.

Начинать работу по развитию, мелкой моторики нужно с самого раннего возвраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым активные точки, связанные с коркой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивание и расстегивание пуговиц , завязывание шнурков. Малышамот года до трех лет упражнения дают в упрощенном варианте ,доступном их возврасту. Работа по развита движения рук должна проводиться регулярно , только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений .Задание должно приносить радость ребенку ,нельзя допускать переутомления и скуку.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики «пальчиковые игры» Эти игры очень эмоциональные , они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.” Пальчиковые игры ” . как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе ” пальчиковых игрдети ,повторяя движения взрослых ,активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями , концентрировать выполнение на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо историй, сказок. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся уже двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами , домиками , кубиками , шариками и т.д.

Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения , способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Начинаем работу с простого проведения линии посреди дорожки и постепенно усложняя до соединения по точкам, проведения графических диктантов.

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания , требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук . К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани , тесьмы ( например ,плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макроме. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии ” Сделаем бусы”. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники ,каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее прокалывается. Готовые бусы нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены , фантастические картины на различные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс , животных. Большое место

уделяем рукоделию. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности , внимательности ,настойчивости.

На занятиях по математике широко используем приемы выкладывания из спичек , палочек ,как по образцу ,так и из своего воображения , объясняя при этом , что ребенок задумал, как представляет себе.

Различные виды мозаики , мелкого пластмассового и металлического конструкторов присутствуют в течение всего дня.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствуют концентрации внимания ,т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления .чтобы получить желаемые результаты. Оригами стимулирует и развитие памяти , т.к. ребенок , чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных , дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами .

Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Оригами развивает силу пальцев, силу мышц, точность движений руки и пальцев, движение руки и глаз.

Программу по развитию мелкой моторики мы стараемся включить во все виды обучающейся деятельности , и как занятия ( оригами , конструирование ,ручной труд), и как Физкультминутки, и как часть занятия.

Много работы уделяем индивидуальному обучению , создаем такие ситуации ,чтобы ребенку интересно было путешествовать по различным лабиринтам и картам к заветной цели. На занятиях по ручному труду используем природный материал – шишики ,семена.

Сейчас выпускают различные игрушки вроде ” Хамелеона “, мячей из каучука , чему

тоже мы находим применение и в индивидуальной деятельности, и в самостоятельной. Развивая силу пальцев руки , моторику руки , мы тем самым развиваем его речь, ведь все с чем он соприкасается , ребенок должен увидеть , понять, истолковать смысл. Учитывая уровень ребенка , предлагаем детям задания разные по сложности.