КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ БУМАГИ

СТАРШАЯ ГРУППА

Программное содержание

Закрепить знания детей о свойствах и качествах бумаги (разная бумага – разные свойства, применение)

Учить способам выявления свойств и качеств бумаги с помощью исследовательских действий (погладить – гладкая, шероховатая; надорвать – рвётся хорошо или с трудом; опустить в воду – отталкивает воду, впитывает и др.)

Обогащение и активизация словаря за счёт слов: впитывает, отталкивает, шероховатая, глянцевая, прозрачная

Закрепить умение находить вещи, сделанные из бумаги, знать, как обращаться с ними

Материал

бумага разных видов для каждого ребёнка на маленьких подносах

тазик с водой

спички

ватман

фломастеры

поделки из бумаги

персонаж «Незнайка»

Ход мероприятия

В гости к детям приходит Незнайка и приносит разные поделки из бумаги, книги. Незнайка с детьми рассматривают предметы, выясняют, что все они сделаны из бумаги. Незнайка рассказывает: «Однажды я решил сделать кораблики, чтобы пускать их по ручейку. Я взял вот такую бумагу (показывает салфетки), сделал кораблик и пустил его по ручью. Он сразу намок и утонул. Потом я пришёл домой и сделал кораблик из такой бумаги (показывает картон), но кораблик получился некрасивый, мне трудно было его складывать, и он всё время раскрывался. Так я и не поиграл с корабликами». Воспитатель говорит, что сначала необходимо узнать, какая бывает бумага, что с ней может происходить в воде, огне. «Мы сейчас вместе с Незнайкой будем экспериментировать» – говорит воспитатель.

«Посмотрите, у вас на подносах есть листы разной бумаги. Давайте сначала мы определим, какая бумага прозрачная, а какая непрозрачная. Как нам узнать это? (посмотреть на свет, посмотреть через бумагу друг на друга, подложить картинки)» На листе ватмана сделать заголовок «По отношению к свету». Воспитатель: «Какая бывает бумага по отношению к свету?» (прозрачная, полупрозрачная, непрозрачная). Дети наклеивают на ватман 3 кусочка бумаги (3 вида), подклеивают под них картинки. Вместе с воспитателем подписывают (прозрачная, полупрозрачная, непрозрачная).

Затем дети выясняют, какая бумага бывает по толщине. Находят на подносах толстую (плотную), тонкую и среднюю. Воспитатель спрашивает: «Как можно определить толщину бумаги?» (потрогать). На ватмане делаем ещё один заголовок «Толщина бумаги». Дети наклеивают на ватман 3 кусочка бумаги (3 вида по толщине) и подписывают (тонкая, средняя, толстая).

Воспитатель: «А теперь мы узнаем, какая бывает поверхность бумаги. Что для этого сделать?» (погладить). Дети определяют, что есть бумага шероховатая, гладкая и глянцевая. Образцы бумаги приклеивают на ватман и подписывают.

Воспитатель: «Теперь давайте сделаем кораблики из разных видов бумаги». Дети изготавливают кораблики, пользуясь пооперационной картой. Воспитатель: «Как много у нас корабликов! Давайте посмотри, какие из них будут плавать дольше». Дети пускают кораблики. Делают выводы, что есть бумага, которая не впитывает воду, а отталкивает её. А есть бумага, которая воду впитывает. Воспитатель задаёт вопросы детям и Незнайке: «Что произошло с твоим корабликом? Как ты думаешь, почему он быстро утонул? Как можно назвать такую бумагу? Что обычно делают из такой бумаги? (салфетки, туалетная бумага)». Незнайка: «Смотрите, а мой кораблик долго плавает! Почему?» Воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, почему кораблик Незнайки плавает долго? Как можно назвать такую бумагу? Какая она? Что обычно делают из такой бумаги? Из какой бумаги лучше делать кораблики и другие игрушки для игры в воде?». Затем дети помещают образцы бумаги на лист ватмана и подписывают («По отношению к воде» впитывает, отталкивает).

Воспитатель: «А как вы думаете, почему у Незнайки не получился кораблик из картона? Какая должна быть бумага для изготовления корабликов? Ребята, что ещё можно сделать с бумагой?» (сжечь, разорвать, помять). Дети вместе с воспитателем экспериментируют. Пишут на плакате, что бумага рвётся, мнётся, шуршит, горит.

Незнайка: «Ох, сколько я сегодня узнал о бумаге! А что вы, ребята, запомнили? Какая бумага бывает? Что с ней может произойти? Чего боится бумага?» Дети отвечают. Незнайка: «Молодцы, ребята! Хорошо позанимались! А теперь мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а вы будете называть по одному предмету, который сделан из бумаги» (тетрадь, книга, конверт, салфетка и т.д.). Незнайка благодарит детей за помощь в решении его проблемы, прощается и уходит.