Умение человека общаться, полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности. Навык выразительного общения, умение правильно, грамотно выражать свои мысли очень важны в жизни. Навыки эти закладываются в раннем детском возрасте. Поэтому чем больше внимания уделяют этому родители и воспитатели, тем легче даётся ребёнку общение с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Ваш малыш растёт, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делал первые шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этот же период возрастает речевая активность, накапливается словарь (2500-3000), удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения.

Своевременному и правильному протеканию процесса речевого развития способствуют определённые факторы.

Ваш малыш должен:

- быть психически и соматически здоровым;

- иметь нормальные зрение, слух и строение речевого аппарата;

- обладать достаточной психической активностью;

- испытывать потребность в речевом общении;

- иметь полноценное речевое окружение.

Формирование личности детей с нарушениями речи связано с характером их дефектов.

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребёнка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в ещё большей степени затормаживает речевое развитие. Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе и выполнении своих обязанностей в нём.

Произносительные недостатки у учащихся начальных классов нередко затрудняют овладение ими правильным письмом и чтением.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

В своём развитии ребёнок проходит так называемые «критические периоды», во время которых происходит наиболее сильное развитие частей системы речи и значительно повышается риск возникновения речевых нарушений, так как нервная система в целом очень ранима. В этих случаях эти критические периоды в развитии речи будут являться предрасполагающими причинами для возникновения речевых расстройств.

Принято выделять 3 критических периода в развитии функции речи.

Первый период – возраст 1-2лет. В это время начинают формироваться предпосылки к развитию речи. У ребёнка появляется потребность в общении. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны, важным периодом формирования которых принято считать возраст от 14 до 18 месяцев. В это время любые факторы, которые неблагоприятно влияют на ребёнка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.

Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно, от ситуации переходит в контекст. Все это требует чёткой согласованности в работе всех анализаторов и нервной системы в целом. Если возникают какие-либо заболевания, ребёнок становиться нервным, капризным, упрямым. Это напрямую сказывается на его речевом развитии: могут возникнуть мутизм, заикание. Возможно отставание в речевом развитии. В результате этого ребёнок может совсем отказаться от речевого общения.

Третий критический период – 6-7 лет. В этот период ребёнок начинает овладевать письменной речью. При этом возрасте возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте к ребёнку предъявляют завышенные требования, то у него могут возникать нервные срывы, и на этом фоне появляется заикание.

Поэтому крайне важно создать для ребёнка благоприятные условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребёнок должен не просто слышать звуки, ему необходимо прямое общение с взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, который соответствует данному возрастному периоду.

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдая нормы литературного произношения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро как в другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: один уже к трем годам чисто и правильно произносит слова, другие говорят ещё недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки.

Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия необходимо широко использовать дополнительный речевой материал: потешки, не большие стихотворения, считалочки и пр.. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, чётко и достаточно громко их произносить. Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок.

В ДОУ работа по развитию речи идёт чётко в соответствии с возрастными особенностями детей. Начиная с первой младшей группы, педагог предлагает детям небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающие найти ключ к отгадке.

С четырёхлетними детьми воспитатель продолжает начатую работу в младших группах: работу по развитию слухового восприятия, совершенствованию фонематического слуха. Используя игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка – кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в названиях которых есть звук и т.д..То есть воспитатель обращает внимание детей на то, что слова состоят из звуков, что один и тот же звук может находиться (жить) в разных словах.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков) это очень важно для дальнейшей работы по воспитанию звуковой культуры речи. Но педагог по прежнему уделяет серьёзное внимание развитию фонематического аппарата детей, он учит правильного их (с-з, с-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р). С этой целью с детьми ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а с некоторыми индивидуальная работа по устранению недостатков произношения. Для развития фонематического слуха, умение вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, воспитатель предлагает детям этого возраста игры направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения в которых нужно видеть слова с заданными звуками из фраз, необходимых стихотворений. Предлагая такие упражнения, воспитатель подбирает практический материал с учётом постепенного его усвоения.

Воспитатель продолжает развивать у детей слуховое внимание к речи окружающих, используя более сложный материал, в котором кроме выявления несоответствий в стихотворении, предлагается проанализировать слова и определить, какой звук в них пропущен или является лишним.

Воспитатель продолжает развивать внимание к звуковой стороне слова. Он предлагает им такие задания в которых требуется установить, чем отличаются слова, близкие по звучанию: например галка – палка (замена одного звука другим), ель – щель (появление нового звука). При этом педагог следит за тем, чтобы дети чётко и правильно произносили изолированные звуки. Используя чистоговорки и скороговорки, воспитатель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию.

Подведя итог из всего выше сказанного, мы отмечаем, что основной целью развития речи ребёнка остаётся доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа. Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектном по своей природе. В процессе обучения детей языку возможно и необходимо решать задачи как умственного так и эстетического и нравственного развития. Прежде всего, развитие речи органически связано с умственным развитием. Но никогда нельзя забывать о том, чтобы процесс речевого развития ребёнка носил творческий характер.