Учимся говорить

выразительно.

У маленьких детей голосообразующий аппарат ещё не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не напрягал голос, оберегать малыша от напряжений, форсирования голоса, длительных голосовых нагрузок, которые возникают, если ребенок разговаривает слишком громко, кричит.

Учите ребенка произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, выразительностью, в разном темпе. Малыш будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый.

– Как ветер воет тихо? (у-у-у). А громко? (У-У-У).

– Как ослик тихо кричит? (иа-иа-иа).

А громко? (ИА-ИА-ИА).

– Маленький медвежонок рычит: ы-ы-ы,

а большой: Ы-Ы-Ы.

– Скажи тихо, чтобы никого не разбудить: Доброе утро!

– Скажи чтобы тебя все услышали: ДОБРОЕ УТРО!

Объясните малышу, что одинаковые фразы воспринимаются по разному, если их произносят с различной интонацией:

– Ты будешь со мной играть?

– Ты будешь со мной играть!

– Ты будешь со мной играть…

– Ты будешь со мной играть.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу по-разному.

– Как говорит черепаха? Медленно.

– Я иду гулять.

– Как говорит зайчик? Быстро.

– Я иду гулять.

Если вы читаете ребенку сказки, то он помнит, наверное, «Теремок», «Колобок», «Курочку Рябу», «Репку». На материале этих сказок очень удобно тренировать выразительность речи, учиться интонированности. Текст запоминается легко, так как основан на повторах, в то же время фразы произносятся разными персонажами, что вынуждает ребенка придавать голосу различные оттенки, говорить выразительно, четко. Хорошо, если при этом малыш будет смотреть на иллюстрации к сказке.