Учитесь быть толерантными . Мастер- класс

 

-Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по «Стране Толерантности». Я хотела показать цветок толерантности , но он у меня упал и все слова перепутались. Помогите мне, пожалуйста, построить всё- таки цветок толерантности.

Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

 

Как вы думаете , можно ли воспитать эти качества у дошкольников? Какие методы вы будете применять для воспитания этих качеств?

 Разъяснение – пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала. Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изучаемого материала воспитателем и активная деятельность у воспитанников. Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы. Цели беседы: -                  оценка событий и поступков явлений; -                  формирование у воспитанников отношения к окружающей действительности. 

Пример - действие, служащее образцом для подражания.

Цель подражания: формирование социально нравственного поведения. Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после примера. Упражнение – многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков.

Поручение- сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение – возложение на воспитанника заботы о ком-либо. Поощрение – используется воспитателем в качестве «подбадривания» воспитанника. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в дошкольника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание. 

Как вы сказали, что самое сложное это метод- упражнений. Как мы знаем из педагогики, что упражнять дошкольников лучше всего в игре, т.к. игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому путешествуя по стране толерантности, мы поделимся своим опытом поиграем и споём, подарим радость и внимание своим коллегам.

 

Звучит песня «Голубой вагон» ( имитируют движение поезда).

 

 

 Воспитатель подготовительной к школе группы

Хочу поделиться играми, которые мы используем на развитие интереса к партнёру по общению

«Угадай, кто это?»

Цель:  развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

«Чем мы похожи» Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

«Пожелание»

Цель:  воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

Поехали дальше,,,,,,

Воспитатель: немного расскажу об играх которые мы используем на  на  развитие  умения входить  в  контакт,  вести  диалог

«Ласковое  имя»

Цель:  развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«О  чем  спросить  при  встрече»

Цель:  учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает («Как живёте?» — «Хорошо». «Как идут дела?» — «Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Прощай»

Цель:  учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Едем дальше,,,,

Воспитатель: хочу познакомить вас , какие мы используем игры на  развитие  навыков

невербального  общения

 «Как  говорят  части  тела»

Цель:  учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

          как говорят плечи «Я не знаю»;

          как говорит палец «Иди сюда»;

          как ноги капризного ребёнка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

          как говорит голова «Да» и «Нет»;

          как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Сделай  подарок»

Цель:  знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«Здороваемся  без  слов»

Цель:  развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Воспитатель : хочу познакомить вас с играми  на  телесный  контакт , который помогает ребёнку сблизиться и понять своих сверстников.

«Возьмемся  за  руки,  друзья»

Цель:  учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок  на  спине»

Цель:  развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

«Руки  танцуют»

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Подводя итог , мне хотелось бы сказать, что Детский коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

        

Заключительная часть

– Мы познакомились с понятием «толерантность».

– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

– Что понравилось?

– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие мастер- классы?

– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Давайте друзья встанем в круг толерантности, обнимите правой рукой человека справа – это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споём песню «О дружбе». 

В конце мне хотелось бы вам раздать правила толерантного общения .

 

МЕТОДЫ

Разъяснение – пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала. Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изучаемого материала воспитателем и активная деятельность у воспитанников. Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы. Цели беседы: -                  оценка событий и поступков явлений; -                  формирование у воспитанников отношения к окружающей действительности. 

Пример - действие, служащее образцом для подражания.

Цель подражания: формирование социально нравственного поведения. Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после примера. Упражнение – многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков.

Поручение- сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение – возложение на воспитанника заботы о ком-либо. Поощрение – используется воспитателем в качестве «подбадривания» воспитанника. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в дошкольника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание. 

Правила толерантного общения:

Уважай собеседника

Старайся понять то, о чем говорят другие

Отстаивай свое мнение тактично

Ищи лучшие аргументы

Будь справедливым, готовым признать правоту другого

Стремись учитывать интересы других

Диета для тех, кто хочет стать толерантнымПонедельник    Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.Вторник    Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.Среда    Сделай для кого-нибудь доброе дело так ,чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.Четверг    Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.Пятница    Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосомСуббота    Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя и твоего другаВоскресенье    Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним