Упражнения для формирования произвольной саморегуляции у гиперактивных детей

Саморегуляция (лат. regulare – приводить в по-рядок, налаживать) – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Природа обеспечила человека не только способностью адаптации, приспособления организма к изменяющимся внешним условиям, но и наделила возможностью регулировать формы и содержание своей активности.

В этом плане различают три уровня саморегуляции:А)непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);Б)установки, обусловливающей слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации (например, человек по привычке может использовать излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о других приемах);В)произвольной регуляции (саморегуляции) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Все мы сталкивались, что стало очень много гиперактивных детей. Которым тяжело удерживать внимание, они отвлекаются на занятиях, с трудом коцентрируются на конкретных заданиях. Другие наоборот очень зажаты и неуверенны в себе что тоже мешает обучению.

Один из приемов помогающий преодолеть эти проблемы: это- саморегуляция.

Саморегуляция – это

В основе большинства приемов саморегуляции лежит умение расслаблять мышцы тела. Глубокое мышечное расслабление (релаксация) само по себе – очень эффективное средство восстановления физических сил и душевного равновесия. Важным фактором развития произвольной саморегуляции является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми и самим собой. Что необходимо для его дальнейшего обучения.

Навык приобретается с помощью различных игр и упражнений по следующим направлениям:

Снятие напряжения.

“Напряжение–расслабление” На первом занятии дети знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Детям предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами поясницей, шеей. “Перекат напряжения” Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д. “Огонь – лед”Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

“Камешки по кругу” (зажимы)Дети идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения Дети идут несколько секунд (15 – 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела. После окончания этой части упражнения логопед дает детям задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить “обычное” для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15 – 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с “обычным” зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3 – 5 раз. После окончания упражнения детям дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1 – 2 раза в день

Дыхательные игры и упражнения.

Основой техники саморегуляции является – дыхание.

Дыхание обладает огромным потенциалом в сфере регулирования человеком своего состояния.

Упражнения способствуют расслаблению , нормализации дыхания ,снятие эмоционального напряжения и переключению внимания.

Результаты выполнения этой техники:А) Психологическое спокойствие: выполнение заданий лишней суеты, решить возникшую проблему.Б) Восстановление нормального дыхания.В) Повышение психологической устойчивости к негативным ситуациям.

лягте на пол, подложите под колено валик (одеяло, подушку, что есть).

положите руку на руку на солнечное сплетение, слегка прижав локтями, сильно прижмите грудную клетку

сделайте небольшой вдох и начинайте делать короткий вдох-выдох НОСОМ, как дышит собака

продолжайте это упражнение 10-15 сек., отдохните и повторите его 2-3 раза.

оставаясь в этой позе, переместите руку на пупок

проделайте такое же дыхание только ртом, активно работая животом, пытаясь «сбросить руки», повторите 2-3 раза.

сделайте успокаивающее дыхание:

Диф-ия речевого и носового дыхания

АХ! ОХ! УХ! Дыхательные упражнения с эмоциональными нагрузками.

2012

2011

2010

Внимание.

Упражнения на развитие внимания, переключения внимания, привлечения внимания к себе строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях создавать эмоциональный настрой, условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный и т.д.?» Именно поэтому более эффективно проводить эти упражнения с группой детей.

«Стоп-упражнения». Детям предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который, дети должены замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри — отомри» и др.

«Условные сигналы». Перед занятием детям задаются условные сигналы. Один хлопоккаждый раз, услышав сигнал, дети должны как можно быстрее переключиться с первого упражнения (положения, действия) на второе. Например, встать, если до этого они сидели; зашипеть, если до этого они пели; вспомнить названия различных цветов, деревьев или фруктов, если до этого перечислял птиц, и т.д.

Повышению сосредоточенности, развитие навыков быстрого реагирования способствуют также более сложные упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается не один, а два—четыре условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен запомнит

4 . Воображение и фантазирование являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием. “Тень” Дети разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения. Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения. “Зеркало” Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его “зеркальным отражением”. На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия “оригинала”: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений;2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время участники меняются ролями. В ходе выполнения упражнения дети, работающие на “отражение”, довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за “оригиналом” становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Это упражнение – очень хорошее средство для установления психологического контакта. Кроме того, это упражнение – на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

Следующим этапом формирования произвольной саморегуляции ребенка является работа с ним в режиме «глухой инструкции» и формирование у него «детектора ошибок». «Детектор ошибок». Ребенку предлагается заведомо неправильная, ошибочная ситуация, которую он должен исправить. В том же ряду стоят задания, где ребенку предлагаются заведомо нелепые сюжеты: зимний пейзаж с птицами, распевающими на цветущем дереве; пингвин, разгуливающий по пустыне; магазин с вывеской «Обувь» и фруктами на прилавке; дерево, растущее корнями вверх, и т.д. Ребенка просят найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-то предмет (цветок, животное, букву, цифру). Или найти правильное изображение среди аналогичных, но неверно — зеркально или с пропущенными, перепутанными деталями — нарисованных. «Исправь ошибки». Аналогичные по смыслу «речевые» упражнения в более взрослом возрасте необходимы ребенку, особенно если он делает много ошибок в письме и при чтении.