Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.

“Геометрические задачи с палочками”

У воспитателя две карточки: одна с заданием, другая с ответами. Воспитатель раздает детям счетные палочки одинаковой длины, первую карточку и предлагает решить задачи.

1. «Выложи палочками (8 шт.) квадрат. Добавь четыре палочки, чтобы получилось четыре маленьких квадрата. Сколько фигур ты здесь видишь?» (Пять квадратов.) «Какие получатся фигуры, если убрать две палочки внутри квадрата?» (Два прямоугольника.)

2. «Дострой заборчик. Сколько тебе потребовалось палочек? Какие фигуры получились? »

3. «Построй лестницу с четырьмя ступеньками. Сколько “палочек тебе понадобилось”.

4. «Дострой ступеньки. Сколько тебе понадобилось палочек7 Какие фигуры получились?»

«Дострой мостик».

«Сколько нужно добавить палочек, чтобы получился грузовик?»

Когда дети справятся с заданием, воспитатель дает им кар­точку с правильным решением и предлагает проанализировать свою работу.

«Конструкторские задачи»

Детям предлагают конструкторские задачи.

1. «Представь кубик. Сколько у него сторон?”

2. «Что ты можешь сказать о всех сторонах кубика?»

3. «Чем отличается цилиндр от бруска? Назови детали, у которых есть квадратная сторона (круглая, прямоугольная, треугольная)».

«Чем отличается конус от цилиндра?»

«Сколько кирпичиков (кубиков) изображено на чертеже?» (Дается любой чертеж с использованием разных деталей, в том числе и кирпичиков.)

7. «Чем отличается кубик от кирпичика?»

S. «Сколько нужно таких призм (показывают), чтобы собрать

из них большой куб?

«Собери куб из кирпичиков (из брусков, маленьких призм)».

“Какие детали нужно соединить вместе, чтобы получился большой брусок?” (Два кирпичика, два кубика, четыре малые призмы.)

11. «Если распилить цилиндр (конус, шар) на две одинаковые

части, сколько получится деталей и как их можно назвать? Найди такую деталь в строительном наборе».

«Нарисуй ответ»

Для выполнения этого задания необходимы две карточки: одна с изображением геометрических фигур, другая с возможны­ми ответам. Дошкольникам дают карандаш и первую карточку, предлагают задания.

«Раздели круг на две равные части (на четыре, восемь)».

«Как получить из квадрата два (три, четыре) треугольника?»

3. «Как из прямоугольника получить два квадрата (два треугольника, три треугольника, четыре треугольника, один квадрат и четыре треугольника, восемь треугольников)?»

4. «Как разделить треугольник на два (три, четыре) треугольника? Впиши в большой треугольник маленький так, что­бы стало четыре одинаковых треугольника».

5. «Раздели многоугольник так, чтобы получился один треугольник и один четырехугольник. Раздели многоугольник так, чтобы получить три треугольника. Впиши звезду в многоугольник. Расскажи, какие фигуры и сколько их получилось».

После выполнения задания ребенку дают карточку с возможными ответами и предлагают проанализировать свою работу.