Урок русского языка в 6 классе

НЕОЛОГИЗМЫ

Цель: дать понятие о неологизмах; понимать целесообразность их употребления; развивать речь учащихся, навыки работы с текстом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

Почему словарный состав русского языка постоянно изменяется?

• Какие слова называются устаревшими?

• Употребляются ли они в настоящее время?

• Для чего в исторической литературе употребляются устаревшие слова?

2. Проверка домашнего задания (фронтально)

III. Мотивация учебной деятельности

Слайд № 1

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. На слайде вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним – молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.

Давайте посмотрим на слова, которые написаны под деревьями:

Слайд № 2

кафтан, бутик, бренд, граффити, веретено, имидж, ветрило, чело, рыбарь, вирус, флешка, хакер.

По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика? Подумайте и запишите их себе в тетрадочку.

( В это время я готовлю листочки деревьев, на которых написаны эти слова)

Закончили распределять, что у вас получилось? Помогайте мне отправлять каждый листик на свое дерево.

Я называю слово, а ребята говорят куда отправлять лист.

Молодцы, на одно дерево вы отправили такие листья, как : кафтан, веретено, ветрило, рыбарь, чело. ( Ребята должны правильно расформировать слова, т.к. предыдущая тема была «Устаревшие слова»).

А почему вы так поступили? (Ребята вспоминают тему «Устаревшие слова», дают определение).

А теперь давайте посмотрим на второе дерево. На него мы отправили листики, на которых написаны такие слова, как : бутик, бренд, граффити, имидж, флешка, вирус, хакер.

Что обозначает каждое слово? (Если ученикам трудно, то обращаемся к словарю, хотя они должны понимать значение каждого слова).

IV. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи? ( В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет).

А почему я выбрала именно такие деревья для нашей работы?

(Беседуем, приходим к выводу, что на большое и крепкое дерево нужно отправить листы с устаревшими словами, а на молодое – слова, которые появились в нашей речи недавно). Если дети отправили листы не так, то в ходе беседы меняем слова с одного дерева на другое .

Молодцы, а как вы думаете, почему появились такие слова, которые мы отправили на молодое дерево? С чем связано их появление?

( Должны прийти к выводу, что появление этих слов связано с появлением чего-то нового).

Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются ( Слайд № 3 ) неологизмами. «Нео» – новый, «логос»- слово ( греч.)).

Тема нашего урока сегодня – НЕОЛОГИЗМЫ

Какая же цель нашего урока?

( в ходе беседы приходим к выводу, что цель урока – познакомиться с новыми словами-неологизмами, узнать, зачем они нужны, как появляются в речи).

А теперь давайте поработаем в группах (по колонкам). Каждой команде нужно подобрать новые слова, подходящие к их теме.

1-ая колонка «Одежда»

2-ая колонка «Профессии»

3-ая колонка «Компьютер»

Беседуем.

Хорошо, а скажите, когда пройдет много времени, то эти слова будут считаться неологизмами? Будут ли они через несколько лет новыми словами? Почему? (Беседа).

Вывод, что через определенное количество времени неологизм становится общеупотребительным словом, поэтому они перестает быть неологизмом.

Ребята, а зачем же нужны нам новые слова? Как они появляются?

(Беседа, выводы беседы- неологизмы нужны для того, чтобы новые предметы, явления получали названия, а появляются они с развитием науки, техники, искусства и т.д.).

Хорошо, мы с вами узнали, что неологизмы возникают тогда, когда в общественной жизни, технике, искусстве появляется что-то новое. Но всегда ли неологизмы – это новые слова?

Например, какое значение имеет слово ЛИЦЕЙ?

( Лицей-это среднее общеобразовательное учреждение с углубленным изучением определенных предметов).

Хорошо, а раньше ЛИЦЕЕМ было привилегированное мужское среднее учебное заведение.

А слово ГУБЕРНАТОР?

( Глава областной администрации в регионах России)

Хорошо, а еще есть значение этого слова – начальник губернии в царской России.

Значит, только ли неологизмы появляются тогда, когда появляется что-то новое?

(Нет, многие слова меняют свое значение и получают как бы « второе дыхание»).

Молодцы, теперь давайте попробуем составить по два предложения со словами

ЛИЦЕЙ

ГУБЕРНАТОР

Чтобы было понятно, что в одном предложении это слово-историзм, а во втором – неологизм.

Дети зачитывают свои примеры.

Молодцы, а теперь давайте посмотрим на Слайд № 4. Прочитайте информацию.

Как еще могут появиться новые слова в языке?

Их могут придумать писатели, поэты. И эти слова становятся общеупотребительными.

Такие неологизмы называются АВТОРСКИМИ.

Правильно, мы много узнали о неологизмах, теперь попробуем применить наши знания.

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Упражнение № 1.

Посмотрите на доску. Найдите лишнее слово в каждом столбике. Запишите его себе в тетрадочку.

МИКСЕР КЕДЫ МЫШКА

ГРИЛЬ КРОССОВКИ ФЛЕШКА

ТОСТЕР ЛАПТИ ДИСКЕТА

СКОВОРОДКА САБО ПАТЕФОН

Упражнение № 2.

Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:

О булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху;

О жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой;

о тонкой лепешке из теста, с запеченными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами?

( Листочки с заданием есть у каждого ученика. Поэтому они вписывают ответы прямо в листок).

Проверяем. Фронтальный опрос.

Упражнение № 3.

А сейчас я предлагаю вам выполнить последнее задание. Поработайте в группах и разгадайте кроссворд. Слайд №5

Делимся по колонкам.

Запишите ответы на листочках. Проверьте, пожалуйста, себя. Слайд № 6. Поставьте «+» и «-».

Сколько верных ответов у 1 колонки, 2, 3 ?

Молодцы. Справились с заданием

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Давайте подведем итоги урока.

1. Беседа

• Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

• Что такое авторские неологизмы?

• Для чего нужны неологизмы?

2. Заключительное слово учителя

— Неологизмы обогащают русский язык. Появление их вызвано двумя причинами: во-первых, необходимо назвать новый предмет; во-вторых, потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке.

VII. Домашнее задание

Найти самостоятельно 5 неологизмов и дать им толкование.